18 декабря 2014
Главный инструмент деофшоризации

На страницах мартовского номера в этом году мы обсуждали перспективы внедрения в России CFC rules. Закон о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний в итоге был принят в ноябре, однако его итоговая редакция значительно отличается от того законопроекта, который выносился на обсуждение Минфином России весной 2014 г. 

Помогут ли введенные в итоге законодательные механизмы вернуть бизнес из офшоров? Каковы преимущества и недостатки принятого Закона? С какими правовыми рисками столкнутся компании, имеющие в своей структуре нерезидентов, с января 2015 г.?

Игорь Шиков, руководитель налоговой практики Адвокатского бюро ЕПАМ:

- Новые правила о налогообложении прибылей КИК, которые вступают в силу с 1 января 2015 г., уже возымели эффект, подвигнув многих российских предпринимателей на активные действия. С момента опубликования первого проекта закона владельцы зарубежных компаний и трастов оказались перед сложным выбором — выводить из-за границы накопленные прибыли и ликвидировать иностранные структуры либо трансформировать их таким образом, чтобы оказаться вне сферы применения новых правил. Кто-то использует иностранные структуры не для налоговой экономии (зачастую прибыль даже не доходит до них, поскольку распределяется в пользу бенефициара и облагается налогом согласно общим правилам), а как действенную форму юридической защиты от попыток недружественного поглощения. Для других иностранные компании были удобными «кошельками», с которыми их владельцы поспешили расстаться еще до вступления в силу новых правил, воспользовавшись тем, что повышение ставки с 9 до 13% не коснется дивидендов, выплаченных в пользу физических лиц в 2014 г. Часть бизнесменов решила для себя вопрос просто и радикально, перебравшись на постоянное проживание за рубеж и тем самым расставшись со статусом налогового резидента.

В любом случае одно только ожидание грядущих изменений на фоне их широкого публичного обсуждения привело к тому, что часть средств была в срочном порядке выведена из иностранных структур.

Сами по себе правила о КИК применяются во многих развитых странах. Основное отличие российских правил состоит, пожалуй, в том, что они могут применяться в отношении всех без исключения государств, несмотря на уровень налогообложения. В частности, когда иностранный контролируемый холдинг получает доходы в виде дивидендов или от продажи акций и применяет к ним правило местного налогового закона об освобождении, это с российской точки зрения рассматривается как низкий уровень налоговой нагрузки. В результате прибыль холдинга признается доходом его российского контролирующего лица и облагается в России по ставке 13%. Второй момент, который отличает наши правила от мировых аналогов, состоит в том, что они применяются безотносительно к виду доходов иностранной компании. Только при условии, что активные доходы составляют не менее 80%, прибыль иностранной компании не считается «вмененным» доходом российского контролирующего лица. Наконец, следует отметить низкое качество текста Закона, само по себе порождающее неопределенность в порядке его применения, которая лишь усиливается из-за отсутствия общей внутренней системной связи. Это в значительной степени относится к порядку определения прибыли, т.е. базы налогообложения. В итоге неопределенность в том, как будет определена сумма налога, дает дополнительный стимул к тому, чтобы отказаться от иностранных структур вообще, дабы не вступать в дальнейшем в диспут по этому поводу.