19 октября 2011
Газета «Ведомости» публикует комментарий Максима Распутина в статье о том, что ВТБ и несколько крупных энергетических компаний просят правительство и Госдуму не допустить расширения прав акционеров на информацию

Великое закрытие

ВТБ и несколько крупных энергетических компаний, в том числе государственных, просят правительство и Госдуму не допустить расширения прав акционеров на информацию

Маргарита Лютова, Оксана Гавшина

Чтобы бизнес-среда в России улучшалась, миноритарии должны чувствовать себя уверенно, а их права должны быть защищены, говорил на прошлой неделе премьер Владимир Путин инвесторам на форуме «Россия зовет!». Но многие компании с ним не согласны. ВТБ, «Роснефть», «Транснефть», «Сургутнефтегаз» и ТГК-2 протестуют против поправок в закон об АО и о рынке ценных бумаг, которые расширяют права акционеров на информацию. Свою позицию они изложили в письмах, отправленных вчера министру экономического развития Эльвире Набиуллиной, министру энергетики Сергею Шматко, председателю Госдумы Борису Грызлову и вице-премьеру Вячеславу Володину (копии писем есть у «Ведомостей»).

Представители ВТБ, «Роснефти» и «Транснефти» подтверждают факт написания письма. В ТГК-2 не ответили на запрос «Ведомостей», с представителем «Сургутнефтегаза» связаться не удалось.

В мае подобное письмо те же четыре энергетические компании направляли вице-премьеру Игорю Сечину, курирующему ТЭК. Они также протестовали против расширения доступа к информации для акционеров и для членов совета директоров.

Поправки о доступе акционеров к информации поручал подготовить президент Дмитрий Медведев, это одна из мер по улучшению инвестклимата. Госдума приняла проект в первом чтении в конце июня.

Поправки открывают миноритариям доступ к коммерческой тайне и информации о «дочках» их компаний. Проект «необоснованно расширяет права акционеров на доступ к документам», пишут компании. По проекту акционеры могут требовать любые документы, если докажут, что эта информация необходима для защиты их прав. Норма открывает широкие возможности для недобросовестных конкурентов, возмущаются авторы письма: купив всего одну привилегированную акцию, недобросовестный акционер сможет получить документы зависимых обществ, а это ущемляет права акционеров самих «дочек».

Чем больше объем инвестиций, тем выше риск, а значит, крупные акционеры должны быть надежнее защищены, считает представитель «Транснефти» Игорь Демин, часто небольшие пакеты скупаются не для инвестиций, а в целях корпоративного шантажа. «Роснефть» и ВТБ выступают за сбалансированный подход к защите интересов, как миноритариев, так и крупных собственников, чтобы исключить злоупотребления правами акционеров, говорят их представители.

На встрече с компаниями в Минэкономразвития детали даже не обсуждались, а спорили, стоит ли вообще предоставлять акционерам информацию, рассказывает Максим Распутин из ЕПАМ: «Их позиция [компаний]: не нравится - продавай акции». Нужно найти баланс между интересами миноритариев, крупных акционеров и самих эмитентов, говорит директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков.

Больше всего компании беспокоит предоставление акционерам информации о «дочках» и «внучках» АО, считает миноритарный акционер «Роснефти», «Транснефти» и ВТБ Алексей Навальный, ведь через «дочки» можно выводить активы. Доступ к иноформации о подконтрольных обществах - неотъемлемое право акционера, оно предусмотрено законодательством многих стран, замечает директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Денис Спирин. Но компании заблуждаются, если думают, что проект существенно расширяет права акционеров, говорит он, например, документ закрывает доступ к договорам.