16 января 2013
Forbes.ua публикует комментарий Александры Евстафьевой в статье о законопроекте о передаче функций исполнительного органа компании юридическим лицам

Регионалы предлагают ввести новый способ управления бизнесом

Чего ждать от законопроекта одного из главных парламентских лоббистов

 Дарья Марчак

Вчера в Верховную раду был подан проект закона главы парламентского комитета по вопросам промышленной и инвестиционной политики Юрия Воропаева. Суть нововведения – разрешить бизнесу создавать в Украине холдинговые компании, которые смогут заниматься оперативным управлением бизнесом на основании специального договора, не имея при этом имущественных прав на него. В западной практике это называется институтом корпоративных директоров.

«Еще в 1998 г. я был свидетелем ситуации, когда интересы Международной финансовой корпорации (IFC) представлял не их сотрудник, а управляющая компания, и тогда уже смог оценить удобство и выгоды такой работы», – объясняет нардеп.

Вероятность того, что этот законопроект станет законом, очень высокая. Юрий Воропаев – глава одного из профильных комитетов Верховной рады и один из самых успешных парламентских лоббистов. К примеру, именно он в прошлом году сумел «завернуть» президентский проект закона «О Бюро технической инвентаризации» и протолкнуть вместо него свой.

Вместо людей – юрлица

Нововведение, которое предлагает Воропаев, в западных странах, действительно, используется уже сотню лет. Законодательство многих стран разрешает выполнять функции директоров компании не только физическим, но и юридическим лицам, подчеркивает Геннадий Росчепий, юрист ЮФ Avellum Partners. Первый случай подобного управления случился в Британии, в 1907 г.

У такого новшества есть много позитивных сторон. Во-первых, топ-менеджер может уйти в отпуск, уволиться, заболеть или даже хуже того. Когда бизнесом управляет отдельная компания, привязки к конкретному человеку нет, а значит, бизнес не окажется в ситуации, когда по какой-то причине он оказался временно «обезглавлен».

Во-вторых, управлять бизнесом через специальную компанию комфортнее для менеджмента – ведь это снижает риск уголовного наказания в случае ошибок для каждого исполнителя.

Еще одна ценность этих компаний в Украине может и вовсе оказаться как нельзя кстати. Согласно предложениям Воропаева, управляющие компании можно будет назначать и для государственных предприятий. Большинство лакомых госактивов сегодня и так управляются людьми, представляющими интересы того или иного крупного бизнесмена.

В случае принятия закона «рулить» госактивами станет еще проще. «В таком случае риск того, что управленец выйдет из-под контроля, гораздо меньший», – говорит Вадим Медведев, юрист Avellum Partners. Необходимо будет только заключить договор об управлении бизнесом, определять правила подписания такого документа отдельными положениями будет Кабмин.

Причем по такому договору компания сможет одновременно управлять, скажем, НАК «Нафтогаз» и каким-либо частным бизнесом. Проект закона не ограничивает количество компаний, которыми может управлять такое юрлицо, как не рассматривает он и случаев конфликта интересов. «То есть одна управляющая компания, теоретически, сможет управлять конкурентами», – констатирует Росчепий. Это создает риски для независимости управления компаниями, в том числе, государственными. Единственный запрет, который можно найти в документе – на отчуждение имущества лицами, которые этой компанией управляют.

Воропаев признает наличие таких рисков, но уточняет: «Никто не обязывает государственные компании подписывать договоры с такими компаниями. Если Кабинет министров примет решение о передаче функций по управлению частному юрлицу, он сможет перепроверить всю информацию о нем, о том, кто с ним связан и т.д.».

Дорогое удовольствие

Еще больше на руку интересам крупного бизнеса играет другое положение законопроекта. Если через Раду пройдет предложение Воропаева в его нынешнем виде, создать управляющую компанию сможет только тот, кто внесет в уставный фонд не меньше, чем 35 000 минимальных зарплат – то есть 40,1 млн грн. Причем внесет «живыми» деньгами. Еще 25 000 минимальных зарплат, или 28,7 млн грн., ему

Создать управляющую компанию сможет только тот, кто внесет в уставный фонд не меньше 40,1 млн грн. Причем «живыми» деньгаминужно будет отложить на создание резервного фонда.

Воропаев объясняет: «Как иначе перестраховаться, чтобы компания, которая управляет деятельностью, скажем, «Метинвеста» или «Укрнафты», уставный фонд и оборотный капитал которых тянет на миллиарды, смогла расплатиться за свои ошибки – если они возникнут?» И правда, проект закона предусматривает, что если в результате «нерадивого» управления активы «подопечной» компании сократились больше, чем на 20% за год, управляющая компания должна будет возместить ей убытки. Сначала – за счет резервного фонда, а если его не хватит – и остального своего имущества, включая средства, которыми формировался уставный капитал. Точно так же, если «подопечную» довели до банкротства или невозможности платить по долгам, расплачиваться по кредитам управляющая компания должна будет своими средствами, говорит Александра Евстафьева, старший юрист практики слияний и поглощений и корпоративного права ЮБ ЕПАМ.

Но у медали есть и обратная сторона. «Создать такую компанию в Украине, вложив в нее по меньшей мере 70 млн грн., очень навряд ли сможет даже самый талантливый наемный менеджер, – считает Медведев. – Очевидно, основными создателями таких компаний станут финансово-промышленные группы». Значит, и то, кто именно при их помощи будет управлять государственными предприятиями, будет очевидным. В западных странах условия для создания подобных компаний куда более либеральные, добавляет Медведев.