10 июня 2011
Дмитрий Степанов прокомментировал для «Ведомостей» предложение зампреда ЦБ Сергея Швецова передать юрфирмам законотворческие функции ведомств

Закон на заказ

Законотворческие функции ведомств следует передать юрфирмам, заявил зампред ЦБ Сергей Швецов. Юристы готовы писать законопроекты без финансирования государства, если клиент в них заинтересован

Маргарита Лютова, Филипп Стеркин, Екатерина Кравченко

Перераспределение полномочий между Минфином и ФСФР может привести к «законотворческому коллапсу», заявил Швецов (цитаты по «Интерфаксу»). По его словам, Минфин не продемонстрировал «эффективного движения» в законотворчестве, пример — законопроект по металлическим счетам (см. врез), затягивание с разработкой которого тормозит развитие рынка. Законотворческие функции ведомств следует передать юрфирмам, считает Швецов: пусть ведомства готовят техзадания, а акты будут писать специализированные организации, выбираемые на конкурсе.

Представитель Минфина говорит, что замминистра финансов Алексей Саватюгин в тот же день направил председателю ЦБ Сергею Игнатьеву письмо с просьбой разъяснить, высказывал ли Швецов свою личную точку зрения или это официальная позиция Банка России. Никогда раньше представители ЦБ публично или в официальной переписке не высказывали подобных претензий, поэтому слова Швецова вызвали некоторое недоумение, резюмирует он.

Как правило, проекты неформально и так отдают написать юристу, рассказывает чиновник федерального министерства: либо он делает эту работу бесплатно, либо ее финансирует компания, заинтересованная в решении законодательной проблемы. Еще один вариант — финансирование проекта международной организацией, добавляет он. На конкурсе нет гарантии, что выиграет специалист высокой квалификации, а не предложивший низкую цену или быстрые сроки исполнения в ущерб качеству, опасается чиновник.

Деньги, предлагаемые государством, настолько небольшие, что проще выполнить ее бесплатно, ради имиджа, говорит эксперт, участвующий в разработке проектов для министерств. А вклад юристов к законопроект невелик, считает он: сформулировать проблему и суть законопроекта может только специалист, юрист же переводит эту задачу на язык терминов. Написать проект — только половина работы, рассказывает партнер ЕПАМ Дмитрий Степанов: на 20% его успех зависит от четкости задачи, на 30% — от усилий ведомства по его продвижению.

Сейчас Hogan Lovells редко участвует в конкурсах по подготовке законопроектов, чаще — при их экспертном обсуждении, говорит управляющий партнер фирмы Оксана Балаян. Но такая работа была бы интересна, если проект нужен клиенту, продолжает она: вашингтонский офис Hogan Lovells активно занимается нормотворчеством и лоббированием. Сейчас участие юрфирм, как правило, носит экспертный характер, подтверждает управляющий партнер «Линии права» Дмитрий Глазунов.

Система госзаказа в НИОКР уже частично функционирует, рассказывает начальник управления ФАС Михаил Евраев: досконально прописать критерии для законотворчества невозможно, но большой вес критерия квалификации подрядчика позволяет избежать ситуаций, когда в конкурсе выигрывает фирма, просто предложившая низкую цену. В любом случае главная роль в написании законов должна быть у ведомств, говорит Евраев: если оно не справляется, это повод обратить внимание на его внутренние проблемы, а не искать юрфирмы.