24 января 2012
Дмитрий Степанов прокомментировал для «Ведомостей» норму ГК РФ, которая обяжет офшорные компании раскрывать своих бенефициаров

Офшоры загонят в депо

Новая редакция Гражданского кодекса может обязать офшорные компании раскрывать своих бенефициаров. Какими будут санкции за нарушение требования, пока не решено

Дмитрий Казьмин

На сегодня запланировано итоговое совещание группы, работающей под руководством министра юстиции Александра Коновалова над реформой Гражданского кодекса, рассказали «Ведомостям» два участника совещания. В октябре президент Дмитрий Медведев поручил до 1 февраля внести в Кремль согласованный вариант поправок.

Как рассказал «Ведомостям» председатель Высшего арбитражного суда (ВАС) Антон Иванов, сейчас идет финальная шлифовка текста и в нем сохранилась поправка с требованием раскрывать информацию о бенефициарах офшорных компаний, работающих в России. На такой мере настаивали юристы из президентского Совета по кодификации: подготовленные им поправки обязывали депонировать эти сведения в ФНС. К работающим в стране офшорам относились и фирмы, владеющие в России активами. Под бенефициарами понимались физические лица, реально контролирующие работу компании и влияющие на назначение руководителей, говорил ранее член Совета по кодификации и президиума ВАС Сергей Сарбаш.

Но в тексте проекта ранее не было санкций за нарушение новой нормы. По словам Сарбаша, сейчас предложено два вида санкций. Если офшор не раскроет владельцев, то по его обязательствам солидарную ответственность будут нести лица, действующие от имени компании или уполномоченные ее представлять. Сам офшор по заключенным им сделкам может быть признан недобросовестным приобретателем и должен будет вернуть все полученное по ним.

Это опасная норма: если не появится четкой процедуры ее реализации, она отпугнет инвесторов, считает партнер ЕПАМ Дмитрий Степанов, участвующий в работе над поправками от группы по созданию в России Международного финансового центра (ее возглавляет Александр Волошин. — «Ведомости»). Тогда кредиторы и налоговики смогут требовать долг с гендиректора, члена совета директоров офшорной компании, даже с юристов, представляющих ее интересы, объясняет он. Против самой идеи раскрытия бенефициаров МФЦ не возражает, добавляет Степанов.

С идеей сделать прозрачными сведения о бенефициарах офшоров Минэкономразвития согласно, говорит директор департамента министерства Иван Осколков, но последствия неисполнения такого требования должны быть работающим механизмом, их необходимо проработать. Представитель Минюста вчера вечером на звонки не отвечал.

В России сейчас два списка офшорных юрисдикций — от Минфина и от ЦБ (см. врез). В последние месяцы тему борьбы с «офшорками» регулярно поднимает премьер и кандидат в президенты Владимир Путин. В декабре во время прямой линии он рассказывал, как инвесторы жалуются ему, что не понимают, кто скрывается за офшорами, контролирующими российские активы. «И это уже очевидная вещь, которая требует законодательной корректировки», — заметил Путин. Самыми известными «секретными бенефициарами» стали владельцы аэропорта «Домодедово», принадлежащего кипрской DME Ltd. Год назад Медведев возмущался, что ему неизвестны владельцы крупнейшего аэропорта страны. Но официально DME Ltd так и не раскрыла информацию; представитель компании вчера не смог прокомментировать ее отношение к поправкам.

Чем меньше государство вмешивается в отношения контрагентов, тем лучше, считает руководитель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян: знает государство этих бенефициаров или нет — ничего принципиально не меняется. В то же время такая мера может серьезно насторожить инвесторов, а Россия и так проигрывает в борьбе за привлечение иностранных инвестиций, замечает он.

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ