10 августа 2009
Дмитрий Степанов прокомментировал для газеты «Ведомости» решение об упразднении госкорпораций

ВЕДОМОСТИ - Ежедневная деловая газета

Форма не нравится

Президент Дмитрий Медведев дал старт кампании по упразднению госкорпораций. В Кремле недовольны их сомнительной организационно-правовой формой.

Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке и начальнику контрольного управления президента Константину Чуйченко до 10 ноября провести комплексную проверку госкорпораций. Особое внимание будет уделено целевому характеру и эффективности использования переданного государством имущества и финансовых средств, а также соответствию деятельности госкорпораций законам, говорится в сообщении на kremlin.ru. По итогам проверки президенту будут представлены предложения о целесообразности дальнейшего использования такой формы, как госкорпорация.

Особый статус

Создано семь госкорпораций – Агентство по страхованию вкладов (АСВ), ВЭБ, Фонд содействия ЖКХ, «Олимпстрой», «Роснано», «Росатом» и «Ростехнологии». Переданные бюджетом средства или активы зачисляются на баланс госкорпорации, которая становится их собственником.

Чуйченко подтвердил «Ведомостям», что поручение находится в работе, но отказался рассказывать о ней до 10 ноября. Вопрос о целесообразности функционирования госкорпораций поставлен обоснованно, уверена представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева: «Мы уже ведем работу и регулярно президенту докладываем о результатах». В апреле прокуратура выявила факты расточительного расходования бюджетных средств Фондом содействия ЖКХ, напомнила Гриднева, а до 10 ноября проверит все госкорпорации. Главное — оценить их эффективность, сказала она: соответствуют ли траты рыночным ценам и поставленным задачам.

«Сначала нужно проанализировать эффективность корпораций, и только на основе этого анализа будут сделаны выводы, хороша эта организационно-правовая форма для всех госкорпораций или нет», — пояснил «Ведомостям» помощник президента Аркадий Дворкович: госкорпорации — специальная форма, введенная недавно и всегда вызывавшая много вопросов.

Именно Кремль в последнее время выступает с инициативами по снижению влияния госкорпораций. Так, на прошлой неделе Медведев исключил гендиректора «Ростехнологий» Сергея Чемезова из состава президентской комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики.

А президентский совет по кодификации гражданского законодательства в проекте концепции развития законодательства о юрлицах еще в марте предложил преобразовать госкорпорации в другие организационно-правовые формы. Позже совет предложил ограничиться мораторием на создание новых госкорпораций, но полностью не отказался от идеи превратить часть из них в АО, например. Некоторые госкорпорации сочетают коммерческую деятельность с функциями, по сути, госуправления, объясняет зампредседателя совета Александр Маковский: они могут быть преобразованы в разные формы — в АО, в госорган, как, например, «Росатом». Проект передан президенту, реакции пока нет, вероятно, он будет рассматриваться на заседании совета в начале осени, рассказывает Маковский.

«Поручение президента — логичное продолжение темы. Уверяю вас, президент доведет дело до логического конца», — говорит сотрудник администрации президента: результаты проверок осенью будут широко обсуждаться публично.

С премьером «наступление на госкорпорации» согласовано, утверждает чиновник аппарата правительства: «Он ничего не имеет против. Если есть неприятные вопросы, надо их снимать». «Госкорпорации создавались, когда в бюджете было много лишних средств и нужны были институты развития, а сейчас при возникновении дефицита не нужны элементы, съедающие попусту средства казны», — добавил он. Любое расходование средств, выделенных из бюджета, нужно проверять, согласен директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков: если эффективность низкая — возможно, менять корпоративные процедуры. Представитель правительства не располагает информацией о совещании у премьера, на котором обсуждались возможные проверки госкорпораций.

Сотрудники всех семи госкорпораций уверяли «Ведомости», что спокойно относятся к инициативе президента и открыты для проверок. Для проверяющих в корпорации выделена специальная комната, рассказал сотрудник «Олимпстроя». Прокуратура проверяла Фонд ЖКХ весной, напомнил его представитель, все недочеты устранены (так, гендиректор госкорпорации Константин Цицин согласился вернуть в ее бюджет бонус за 2008 г. в 16,5 млн руб.). Замгендиректора АСВ Андрей Мельников говорит, что у прокуратуры по итогам проверки в мае не было нареканий. В ВЭБе и «Росатоме» пока не было проверок прокуратуры, рассказали их представители. «Роснано» готова к возможным проверкам и преобразованиям, сказал в пятницу ее гендиректор Анатолий Чубайс, но думает, что преобразования «не произойдут»: «Хоть горшком назови — это значения не имеет. Значение имеют содержательная стратегия и финансовые ресурсы» (цитата «Интерфакса»). Представитель «Ростехнологий» отказался от комментариев.

Изменение организационно-правовой формы займет «если не годы, то год точно», убежден сотрудник ВЭба. «Это дело не ближайшего года», — уверен Маковский.

Госкорпорации надо либо более тщательно вписывать в действующее законодательство, либо реформировать, полагает управляющий партнер «Вегас-лекса» Альберт Еганян. Поручение президента — сигнал о том, что дни госкорпораций сочтены, считает Игорь Николаев из ФБК: «Но поднятая шумиха по госкорпорациям не похожа на реальное исправление ошибок. У госкорпораций совсем недавно появился брат-близнец — некоммерческая автодорожная госкомпания «Автодор».

Если госкорпорации будут преобразованы в другие формы, их имущество и обязательства перейдут к правопреемникам, говорит партнер ЕПАМ Дмитрий Степанов: например, при создании АО собственником акций может стать государство. Но принципиально ничего не изменится, уверен он: новые структуры так же будут заниматься, по сути, коммерческой деятельностью, выполняя соцзаказ или госфункции при относительно слабом контроле со стороны государства.

Евгения Письменная, Анастасия Корня, Наталья Костенко, Филипп Стеркин