10 декабря 2015
Обзор уголовных практик юридических фирм Санкт-Петербурга | комментарии представителей Бюро, «Деловой Петербург»

Криминальные воротнички

Уголовные дела, возбуждаемые против петербургских бизнесменов и топ-менеджеров (за реальные преступления или по проискам кредиторов), спровоцировали рост практики white collar crime.

Уголовная практика у крупных и средних юридических фирм Пе­тербурга обычно ограничивается сегментом white collar crime (пре­ступления белых воротничков), то есть защитой по уголовным делам топ-менед­жеров и владельцев бизнеса. Разумеется, львиная доля дел здесь — экономичес­кие преступления, хотя иногда адвокатам приходится заниматься и общеуголовны­ми, и даже бытовыми делами. Пока эта практика не стала крупнейшей, но боль­шинство игроков признает ее весьма быс­трорастущей на фоне ухудшения эконо­мической ситуации в стране.

«Количество арестов предпринимате­лей растет с каждым днем по всей стране, что естественным образом ведет к запус­ку практик white collar crime ведущими фирмами. Большой расцвет приобретает уголовное преследование предпринима­телями друг друга вследствие повсемест­ного неисполнения обязательств», — го­ворит Егор Носков, управляющий парт­нер «Дювернуа лигал».

Больше возбуждают

Выросло количество дел, связанных с мо­шенничеством, преднамеренным банкрот­ством, неправомерными действиями при банкротстве, уклонением от упла­ты налогов, невыплатой зарплаты. Боль­ше стало превентивных вопросов, свя­занных с освобождением от уголовной ответственности по налоговой амнистии.

Это связано со сроком пре­доставления сведений — до 31 декабря 2015 года.

Андрей Гусев, управляю­щий партнер компании Borenius, отмечает акцент на уголовно-процессуаль­ную часть в уголовном пра­ве. Юристы АБ ЕПАМ выделяют увеличение сложности поступающих обращений и длительный характер поручений.

Андрей Белов, ЮК «Им­мунитет»: «Отмечаем ак­тивность полиции по про­ведению проверок в эко­номической сфере, в част­ности в банковской и на­логовой, что привело к увеличению числа пору­чений в этой области. Ча­ще, чем раньше, стали воз­буждаться уголовные дела по экономическим статьям. Но на сегодня повышен­ная активность полиции не привела к увеличению числа уголовных дел, пе­редаваемых в суд. В свя­зи с чем число договоров на защиту в суде измени­лось не так значительно».

Участники рынка так­же выделяют абсолют­но новую тенденцию: уве­личение количества доследственных проверок и уголовных дел, связан­ных с невозвращением из- за границы средств в ино­странной валюте. Причина этого — все тот же за­кон об амнистии капитала, а также изменения в Нало­говом кодексе, связанные с КИК (контролируемыми иностранными компания­ми).

Гонорары — рекой

Практически все опро­шенные участники рын­ка говорят о росте доходов практики по сравнению с 2014 годом и увеличении количества кейсов.

По словам экспертов из ЕПАМ, уголовная практика пока­зала самый бурный рост, а доходы практики вырос­ли в несколько раз — вмес­те с количеством обраще­ний, хотя доля таких кей­сов остается сравнительно низкой (всего 3%).

Хороший рост по практи­ке показал «Институт про­блем предприниматель­ства»: в 2015 году коли­чество уголовных кейсов выросло вдвое, а общая прибыль по практике — в 2,5 раза. Pen&Paper гово­рит о росте на 70%, в «Им­мунитете» — около 25%.

Правда, валютные ре­ки от криминальных кей­сов отмечают не все: на­пример, Gestion при общем росте дохода фирмы отме­чает спад выручки в уго­ловной практике.