30 апреля 2010
Апрельский выпуск бюллетеня «Рынок слияний и поглощений», издаваемый агентством AK&M, опубликовал комментарий Юлии Счастной, юриста АБ ЕПАМ

Руководители АО должны отвечать перед компанией по закону

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) подготовила изменения в закон об акционерных обществах, которые предусматривают ответственность руководителей и членов совета директоров акционерных обществ перед компанией. По действующему законодательству, если руководитель или член совета директоров действовали неразумно или недобросовестно, тогда по иску акционера суд может взыскать с них убыток в пользу акционерного общества. Однако закон не расшифровывает понятие «неразумных» или «недобросовестных» действий.

В соответствии с проектом нового закона недобросовестные действия руководства компании или членов совета директоров - это действия при наличии конфликта интересов, т.е. когда личные интересы тех, кто принимает решение, конфликтуют с интересами акционерных обществ. Под неразумными действиями следует понимать принятие решений в условиях, когда нет всей полноты информации, которая необходима для принятия этого решения.

Кроме того, отдельно прописана ответственность членов совета директоров, которые представляют интересы государства. В случае их неразумных или недобросовестных действий взыскание убытков будет происходить за счет федерального бюджета или бюджета субъекта федерации, в зависимости от того, чьи интересы представляет чиновник в совете директоров.

В целом проект закона можно оценить позитивно, однако в нынешней версии есть свои подводные камни. «Во многом влияние поправок в закон будет зависеть от окончательной редакции нововведений, - считает Юлия Счастная, юрист АБ ЕПАМ. - Но уже сейчас можно сказать, что усиление и более детальное урегулирование ответственности директоров российских компаний, а также страхование ответственности директоров станет очевидным признаком приближения российского корпоративного управления к западным стандартам и важным показателем улучшения инвестиционного климата в России в целом. Хотелось бы надеяться, что определения некоторых понятий в законе будут в итоге детально проработаны во избежание неурегулированных ситуаций. Например, под неразумными действиями предлагается понимать принятие решений в отсутствии всей полноты информации. Насколько полной является информация для принятия директором того или иного решения, очень часто может оказываться оценочным понятием, зависящим от субъективного подхода и иных факторов - например, взгляда конкретного директора на прогнозы экономического развития страны в целом или отрасли в частности, доступа к какой-либо закрытой информации. Поэтому во избежание различных толкований и споров необходимо законодательно определить понятие полноты информации. Возложение этой функции на судебную практику было бы нежелательным, так как это потребует времени, прежде чем такая практика сложится, и расширит возможности для корпоративного шантажа».

БЮЛЛЕТЕНЬ «РЫНОК СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ»