11 марта 2022
Законопроект о внешней администрации по управлению организацией

8 марта 2022 года в Комиссию Правительства РФ по законопроектной деятельности был внесен проект Федерального закона «О внешней администрации по управлению организацией» (далее – «Законопроект»), подготовленный Министерством экономического развития Российской Федерации.

Указанный Законопроект был разработан в целях защиты национальных интересов Российской Федерации, обеспечения ее финансовой стабильности, а также в целях защиты прав и законных интересов организаций, их кредиторов, работников, а также общества в случаях, когда происходит фактическое прекращение деятельности организаций, собственниками которых являются иностранные лица, либо когда указанными лицами осуществляются действия, которые ведут к необоснованному прекращению деятельности, ликвидации или банкротству организаций.

ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ ВНЕШНЕЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Законопроектом предусматривается возможность введения внешней администрации в отношении организаций, соответствующих совокупности следующих критериев:

1)  иностранное лицо (иностранные лица, включая несколько не аффилированных друг с другом лиц), связанное с иностранным государством, которое совершает в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе, если такое иностранное лицо имеет гражданство этого государства, местом его регистрации, местом преимущественного ведения им хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения им прибыли от деятельности является это государство),

является контролирующим организацию лицом либо владеет в совокупности прямо или косвенно не менее чем 25 процентами голосующих акций организации или долей в уставном капитале организации;

2)  балансовая стоимость активов организации по данным бухгалтерской отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о назначении внешней администрации, составляет более 1 миллиарда рублей и (или) среднесписочная численность работников организации за месяц, предшествующий подаче заявления о назначения внешней администрации, превышает 100 человек.

Введение внешней администрации может быть реализовано в рамках одного из двух механизмов.

МЕХАНИЗМ 1:

Основание применения – фактическое прекращение в нарушение требований законодательства РФ управления деятельностью организации ее руководителем, иными органами управления и (или) участниками (акционерами) организации.

О наличии такого основания может свидетельствовать, в частности, что указанные лица после 24 февраля 2022 года:

  • покинули территорию РФ, уклонившись от осуществления своих полномочий и оставив организацию без управления вопреки ее интересам;
  • совершили действия (бездействие), повлекшие существенное уменьшение стоимости имущества организации и (или) неспособность исполнять cвои обязательства;
  • совершили действия (бездействие), повлекшие прекращение деятельности организации с нарушением требований законодательства РФ.

Заявление о назначении внешней администрации может быть подано в суд:

  • членом совета директоров организации;
  • ФНС России по решению межведомственной комиссии при Минэкономразвития России (МВК).

Инициировать обращение в МВК могут:

  • ФНС России;
  • руководитель Роструда;
  • глава субъекта РФ, в котором зарегистрирована или осуществляет деятельность организация;
  • руководитель федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность организация;
  • прокурор субъекта РФ, в котором зарегистрирована или осуществляет деятельность организация.

Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные основания для принятия решения о подаче заявления о назначении внешней администрации.

Заявление о назначении внешней администрации подлежит рассмотрению судом не ранее чем через 5 рабочих дней и не позднее чем через 7 рабочих дней со дня его принятия судом без проведения предварительного судебного заседания.

Внешняя администрация назначается на срок до 3 месяцев.

В качестве внешней администрации назначается государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ", а если организация является финансовой организацией - государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов".

С даты назначения внешней администрации к ней переходят полномочия руководителя организации, при этом полномочия иных органов управления организации приостанавливаются.

Обеспечительные меры:

Суд на основании ходатайства заявителя одновременно с возбуждением дела вправе принять обеспечительные меры, в частности, в виде запрета на:

  • совершение сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества организации, стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов организации (кроме сделок в рамках обычной хозяйственной деятельности);
  • увольнение работников организации по инициативе работодателя;
  • расторжение договоров, имеющих существенное значение для осуществления деятельности организации;
  • распоряжение акциями (долями в уставном капитале) организации. 

Ходатайство об отказе в назначении внешней администрации:

До даты судебного заседания руководителем или участниками (акционерами) организации, владеющими, в том числе в совокупности, более чем 50% голосующих акций (долей в уставном капитале) организации, может быть подано в суд ходатайство об отказе в назначении внешней администрации в связи с отказом от прекращения деятельности организации и обязательством возобновить и (или) продолжить ее деятельность на территории РФ, в том числе в связи планируемым отчуждением или передачей в доверительное управление акций (долей в уставном капитале) организации лицам, не подпадающим под критерии, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 1 Законопроекта, принявшим на себя такие обязательства.

При поступлении такого ходатайства суд отказывает в назначении внешней администрации, если будут представлены убедительные доказательства реальности намерений устранить обстоятельства, послужившие основанием для подачи заявления о назначении внешней администрации.

В случае принятия судом решения об отказе в назначении внешней администрации в связи с планируемым отчуждением или передачей в доверительное управление акций (долей в уставном капитале) организации такая сделка по отчуждению или передаче в доверительное управление акций (долей в уставном капитале) должна быть совершена не позднее трех месяцев с даты принятия решения суда.

После назначения внешней администрации досрочное прекращение её полномочий уже не допускается.

В целях сохранения бизнеса и защиты работников внешняя администрация обеспечивает деятельность организации, формирует реестр требований кредиторов, проводит инвентаризацию активов, обеспечивает оценку имущества и проводит замещение активов.

Замещение активов организации путем выделения

Для обеспечения продолжения деятельности, которую осуществляет организация, проводится замещение активов путем выделения по правилам статьи 115 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[1], с учетом особенностей, предусмотренных Законопроектом.

В частности:

  • на базе имущества организации создается хозяйственное общество (Новое хозяйственное общество), единственным участником (акционером) которого становится организация;
  • Новому хозяйственному обществу передается в порядке универсального правопреемства по передаточному акту все имущество (в том числе имущественные права) организации;
  • решение о выделении принимается и передаточный акт утверждается внешней администрацией;
  • величина уставного капитала Нового хозяйственного общества определяется решением внешней администрации и устанавливается в размере, равном ликвидационной стоимости имущества, передаваемого этому обществу, определенной по результатам проведения его оценки;
  • единоличным исполнительным органом (руководителем) Нового хозяйственного общества является внешняя администрация либо иное лицо, назначаемое на должность и отстраняемое от должности внешней администрацией;
  • руководитель Нового хозяйственного общества обязан перезаключить трудовые договоры с работниками ликвидируемой организации;
  • устав Нового хозяйственного общества утверждается внешней администрацией.

Внешняя администрация обязана обратиться в суд с заявлением о принудительной ликвидации организации (о признании банкротом – при наличии признаков банкротства) не ранее проведения замещения активов организации, но не позднее пяти рабочих дней после его проведения.

Суд принимает решение о принудительной ликвидации организации (признании банкротом) и одновременно утверждает порядок, сроки и условия продажи акций (долей в уставном капитале) Нового хозяйственного общества.

Акции (доли в уставном капитале) Нового хозяйственного общества подлежат продаже на торгах.

Покупатель акций (долей) Нового хозяйственного общества обязан сохранить не менее 2/3 рабочих мест и обеспечить продолжение деятельности, которую ведет организация, на территории РФ в течение не менее 1 года.

В течение 1 года с даты заключения договора купли - продажи акций (долей в уставном капитале) лицо, которое осуществляло функции внешней администрации следит за выполнением указанных обязательств.

Положения комментируемого Законопроекта не будут применяться к кредитным, страховым организациям и НПФ (за исключением процедур замещения активов путем выделения, а также процедур продажи акций (долей в уставном капитале) с торгов созданного путем замещения активов хозяйственного общества. Указанные процедуры по ходатайству Банка России могут быть применены судом при ликвидации или в ходе конкурсного производства в отношении указанных организаций).

МЕХАНИЗМ 2.

Отличия от Механизма 1: 

А) Другие основания применения - руководителем, иными органами управления и (или) участниками (акционерами) организации осуществляются действия, которые могут привести к необоснованному прекращению деятельности, ликвидации или банкротству организации.

О наличии такого основания может свидетельствовать, в частности, что после 24 февраля 2022 года указанные лица:

  • публично заявили о прекращении деятельности организации в отсутствие для этого очевидных экономических оснований;
  • расторгли договоры организации, имеющие существенное значение для осуществления ее деятельности;
  • направили уведомление более 1/3 работников о сокращении.

Внешняя администрация в данном случае назначается на 6 месяцев.

Б) Возможность досрочного прекращения полномочий внешней администрации после её назначения 

В отличие от Механизма 1, полномочия внешней администрации после её назначения могут быть прекращены досрочно.

В частности, до истечения срока полномочий внешней администрации участники (акционеры) организации, владеющие более чем 50% голосующих акций (долей в уставном капитале) организации, могут подать в суд заявление о досрочном прекращении полномочий внешней администрации в связи с их отказом от прекращения деятельности организации и обязательством возобновить и (или) продолжить ее деятельность на территории РФ, в том числе в связи с планируемым отчуждением или передачей в доверительное управление акций (долей в уставном капитале) организации лицам, не подпадающим под критерии, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 1 Законопроекта, принявшим на себя такие обязательства.

Суд принимает решение о досрочном прекращении полномочий внешней администрации, если будут представлены убедительные доказательства реальности намерений устранить обстоятельства, послужившие основанием для назначения внешней администрации, а также компенсации затрат на деятельность внешней администрации.

Полномочия внешней администрации в этом случае действуют до избрания нового руководителя органами управления организации.

В случае принятия судом решения о досрочном прекращении полномочий внешней администрации в связи с планируемым отчуждением или передачей в доверительное управление акций (долей в уставном капитале) организации такая сделка должна быть совершена не позднее 3 месяцев с даты принятия решения судом.

 

Авторы: советник Роман Маловицкий, старший юрист Елена Трубецкая, юрист Гиляна Хараева

_________________

[1] Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

 

Данный материал подготовлен исключительно в информационных и/или образовательных целях и не является юридической консультацией или заключением. «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», его руководство, адвокаты и сотрудники не могут гарантировать применимость такой информации для Ваших целей и не несут ответственности за Ваши решения и связанные с ними возможные прямые или косвенные потери и/или ущерб, возникшие в результате использования содержащейся в данных материалах информации или какой-либо ее части.

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ