22 декабря 2010
Высший арбитражный суд разрешит акционерам запрашивать у компаний и договоры, и информацию о зарплате топ-менеджеров

Высший арбитражный суд (ВАС) разрешит акционерам запрашивать у компаний и договоры, и информацию о зарплате топ-менеджеров Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают положения проекта Информационного письма Президиума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ» («Проект»), посвященные условиям предоставления документов участникам и объему запрашиваемой информации.

С одной стороны, ВАС РФ признал допустимым буквальное толкование закона, установив правило о безоговорочном предоставлении участникам указанных в законе сведений, не допускающее оценки целей и мотивов таких участников, наличия у них соответствующего интереса в получении тех или иных документов. С другой, арбитражным судам позволено отказывать в удовлетворении требований участников, если будет доказано наличие в их действиях злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ) либо то, что право участников на информацию не нарушается таким отказом, однако критерии «злоупотребления» четко Проектом не определены. Поэтому в совокупности с возложением на участника бремени доказывания правомерности требования в указанных случаях (к такому выводу можно прийти при анализе Проекта) – указанные разъяснения могут снизить гарантии права участников на информацию об обществах.

И еще один момент. По смыслу Проекта гражданско-правовые договоры акционерного общества (а также, следуя логике Проекта, и иные документы, входящие в ранее действовавший перечень документов, подлежащих хранению) могут быть истребованы у общества любым акционером, вне зависимости от размера его доли в обществе. С подобным подходом нельзя согласиться. Он не только противоречит логике законодательства (ограничивающего право акционера на доступ к сведениям об операционной деятельности обществ долей участия в компании 25% и более (протоколы правления, материалы бухгалтерского учета), но и может существенно затруднить деятельность акционерных компаний со значительным числом неконтролирующих участников.