21 июня 2021
Суд признал отказ заказчика от госконтракта незаконным: что будет со сроками и ценой? | статья Игоря Гаврилова для портала «Шортрид»

Заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения госконтракта. Исполнитель оспорил этот отказ в суде. Спустя 6 месяцев суд отменил решение заказчика. Теперь подрядчик хочет увеличить сроки выполнения работ на эти пропущенные 6 месяцев, а также увеличить цену, так как стройматериалы существенно подорожали. Можно ли это сделать и на каком основании?

Срок выполнения работ и их стоимость являются существенными условиями договора подряда для госнужд (ст. 708, ст. 709 и ст. 766 ГК РФ). По общему правилу изменить условия выполнения работ по заключенному госконтракту можно только при уменьшении средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, а в иных случаях – только если это предусмотрено законом (ст. 767 ГК РФ).

Случаи, когда стороны госконтракта могут своим соглашением изменить его существенные условия, прямо перечислены в п. 1 – п. 10 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). В этом перечне нет такого основания, как отмена судом решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Вывод:

Закон не позволяет изменить условия о сроке и стоимости выполнения работ только на основании факта отмены судом решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

ВС РФ также отмечал, что стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по госконтракту, если иное не установлено законом и самим контрактом. Кроме того, стороны по общему правилу не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 10% (п. 9 и п. 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017, далее – Обзор от 28.06.2017).

Срок выполнения работ продлевается автоматически

Невозможность изменить условия контракта о сроке выполнения работ по соглашению сторон не означает, что исполнитель будет считаться просрочившим изначально предусмотренный контрактом срок выполнения работ из-за действий заказчика, которые суд признал незаконными.

Отмена судом решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта влечет последствия в виде признания госконтракта действующим (Определение ВС РФ от 24.02.2021 № 305-ЭС20-23848 по делу № А40-228143/2019).

Как отмечал ВС РФ, если заказчик не совершил действия, предусмотренные законом, договором либо вытекающие из обычаев или существа обязательства, и исполнитель госконтракта из-за этого не мог исполнить свои обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по госконтракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика (п. 10 Обзора от 28.06.2017).

Вывод:

Если суд отменил решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, такой контракт признается действующим. Срок выполнения работ по нему продлевается на соответствующий период: от момента отказа заказчика от исполнения контракта до момента вступления в силу решения суда об отмене этого решения заказчика и признания договора действующим.

В такой ситуации вносить отдельные изменения в госконтракт в части срока выполнения подрядных работ не требуется, этот срок продлевается автоматически.

Разницу в стоимости можно взыскать в виде убытков

Цена госконтракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). В перечне оснований для изменения цены контракта нет возможности увеличить цену работ из-за роста себестоимости их выполнения, например, из-за роста цен на материалы, сырье и др. (ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Причины, которые привели к удорожанию материалов, в этом случае не имеют значения, даже если это действия самого заказчика.

Между тем, если суд отменит решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, исполнитель может требовать в судебном порядке взыскания с заказчика убытков и/или неустойки, вызванных таким отказом (Постановление АС Поволжского округа от 15.06.2020 по делу № А12-17430/2019).

Согласно ч. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Ч. 1 ст. 718 ГК РФ обязывает заказчика оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. Если заказчик не выполняет эту обязанность, подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки.

Вывод:

Если исполнитель не смог закончить работы вовремя из-за одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, который суд признал недействительным, заказчик должен возместить убытки, вызванные таким простоем. В частности, если исполнитель понес большие затраты в сравнении с теми, что он мог понести, если бы заказчик не принял необоснованное решение об отказе от исполнения контракта, заказчик должен компенсировать эту разницу.

За нарушение заказчиком сроков исполнения обязательств, в том числе сроков оплаты, также предусмотрены пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы (ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). При этом неустойка начисляется на весь период просрочки заказчика, в том числе на период действия решения об одностороннем отказе, которое отменил суд (Постановление АС Дальневосточного округа от 04.05.2017 по делу № А73-11565/2016).

На заметку

В специально оговоренных случаях условия контракта в части сроков выполнения работ и цены можно изменить, если возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (п. 3, п. 4, п. 8 и п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Автор: Игорь Гаврилов, старший юрист практики антимонопольного права АБ ЕПАМ

https://shortread.ru/sud-priznal-otkaz-zakazchika-ot-goskontrakta-nezakonnym-chto-budet-so-srokami-i-cenoj/