28 февраля 2014
Сергей Ковалев прокомментировал для «Известий» практику привлечения к субсидиарной ответственности бывшего руководителя обанкротившейся организации

АСВ продает долги экс-руководителя обанкротившегося банка "Каури"

Агентство по страхованию вкладов (АСВ), выступающее конкурсным управляющим обанкротившегося в 2009 году банка "Каури", выставило на торги права на взыскания с его бывшего президента Владимира Быстрых 301,7 млн рублей. На такую сумму экс-банкир привлечен судом к ответственности за доведение банка до банкротства. Теперь взысканием с него имущества в пользу кредиторов "Каури" могут заняться, например, коллекторы. Также права взыскания может выкупить у АСВ и сам должник.

Начальная цена лота установлена в размере суммы долга экс-банкира - 310,7 млн рублей. Бывший руководитель банка "Каури" Владимир Быстрых был привлечен к субсидиарной ответственности (взыскания не полученного долга с другого лица) перед кредиторами организации. Такое решение было вынесено Арбитражным судом Пермского края, после чего оставлено в силе иными судебными инстанциями, в том числе Высшим арбитражным судом.

Как сообщили "Известиям" в АСВ, основанием для привлечения Быстрых к ответственности стало совершение им от имени банка сделок по выдаче кредитов техническим (заведомо неплатежеспособным) компаниям.

- Данные сделки стали причиной формирования неликвидной ссудной задолженности и недостаточности стоимости имущества банка для исполнения им обязательств перед кредиторами, - указали в агентстве.

Как пояснил партнер АБ ЕПАМ Сергей Ковалев, ситуация, когда невозможно взыскать деньги с обанкротившейся организации и к субсидиарной ответственности привлекается ее бывший руководитель, является достаточно распространенной. В последнее время, по его словам, складывается положительная практика получения решений по таким спорам.

- Проблема состоит в том, что у таких бывших руководителей часто нет имущества на территории России и получение денег либо затруднено, либо требует дополнительных расходов на сторонних юристов, консультантов, - говорит Ковалев.

Адвокат AstapovLawyers International Law Group Ксения Гагаева соглашается, что действия АСВ логичны: взыскание с физических лиц является трудоемким и не всегда оправданным процессом. 

Интересен же данный лот, по ее словам, может быть прежде всего коллекторским агентствам, имеющим собственные эффективные системы взыскания, а также структурам, готовым заработать на дальнейшей перепродаже данных требований.

Адвокат коллегии адвокатов "Юков и партнеры" Светлана Тарнопольская, говоря о перспективах взыскания средств с г-на Быстрых, отметила, что зависят они от того, насколько бывший банкир "подготовился" к предстоящему взысканию: имеется ли у него в собственности недвижимость, денежные средства на счетах, доли участия в действующих компаниях.

- Как правило, должники успевают заблаговременно и надежно спрятать свои активы от взыскателей. В связи с чем приобретение данного лота может заинтересовать либо самого должника с целью избежать уголовного разбирательства по вопросу об уклонении от погашения задолженности. Также лот может быть интересен лицам, которым по каким-то причинам хотелось бы иметь право требования к бывшему президенту банка "Каури", - указывает Тарно-польская.

Сергей Ковалев указал на некоторую особенность сложившейся ситуации. Права требования, выставленные на торги, не относятся к конкурсной массе (все имущество должника, выявленное в ходе его ликвидации). Эти требования являются неким общим имуществом кредиторов, поскольку решения судов устанавливают дополнительную ответственность бывшего руководителя не перед должником - в данном случае банком, а перед его кредиторами. Следовательно, говорит эксперт, при проведении таких торгов АСВ выполняет скорее функции не в рамках обычной компетенции конкурсного управляющего, состоящей в формировании конкурсной массы и продаже имущества банка-банкрота, а функции некоего агента кредиторов кредитной организации.

Лицензию у банка "Каури" Центробанк отозвал в феврале 2009 года в связи с неисполнением организацией законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов регулятора. "Каури" также не обеспечивал своевременное осуществление расчетов по счетам клиентов и представлял в ЦБ существенно недостоверную отчетность.

Владимир Быстрых руководил пермским КБ "Каури" с марта 2007 года. Вскоре после отзыва у банка лицензии Быстрых привлекли к ответственности за сбыт заведомо поддельного векселя Сбербанка номиналом 15 млн рублей. На время следствия и суда с Быстрых взяли подписку о невыезде. Суд назначил банкиру наказание в виде 4 лет лишения свободы в колонии строгого режима, но приговор не вступил в силу - защита подала кассационную жалобу. 6-томное дело вернулось в районный суд.

АСВ выставляет на торги право взыскания имущества банкиров в пользу кредиторов с сентября 2013 года. Тогда продавались права требования к бывшим руководителям обанкротившегося в 2007 году Санкт-Петербургского банка реконструкции и развития. Торги до сих пор не завершены.

Татьяна Ширманова, Анастасия Алексеевских