8 апреля 2022
Прекращение обращения иностранных депозитарных расписок на акции российских эмитентов

6 апреля 2022 г. Государственной Думой был принят в третьем чтении закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и отдельные законодательные акты РФ» (далее – «Закон»).[1] Рассмотрение Закона Советом Федерации запланировано на 13 апреля 2022 г.[2]

Положения Закона, среди прочего, предусматривают прекращение обращения за пределами РФ акций российских эмитентов, организация обращения которых осуществлялась посредством размещения ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов, то есть иностранных депозитарных расписок. Как следствие, реализация вышеуказанных положений приведет к делистингу иностранных депозитарных расписок на акции российских эмитентов со всех иностранных бирж.

СФЕРА ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА

Обращаем внимание, что Закон предметно ориентирован на урегулирование вопросов прекращения обращения акций российских эмитентов за пределами РФ, организованного посредством размещения иностранных депозитарных расписок на указанные акции, и не затрагивает вопросы прямого обращения акций российских эмитентов на иностранных биржах. После вступления в силу Закона, по-прежнему, будет разрешено обращение акций российских эмитентов за пределами РФ путем прямого их допуска к организованным торгам на иностранной бирже.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Предполагается, что по истечении 10 дней после дня официального опубликования Закона наступят следующие последствия:

1.        прекращается обращение за пределами РФ иностранных депозитарных расписок на акции российских эмитентов, а также не допускаются новые размещения указанных депозитарных расписок;

2.        на российских эмитентов возлагается обязанность не позднее 5 рабочих дней с даты вступления в силу положений Закона о прекращении обращения иностранных депозитарных расписок (т.е. с даты истечения 10 дней после дня официального опубликования Закона) (i) предпринять «необходимые и достаточные» действия, направленные на расторжение договоров, на основании которых осуществлялось размещение иностранных депозитарных расписок; (ii) предоставить в Банк России информацию о совершении таких действий с приложением подтверждающих документов;

3.        вводится запрет на зачисление акций российских эмитентов на счета депо депозитарных программ, открытые до дня вступления в силу положений Закона о прекращении обращения иностранных депозитарных расписок;

4.        акции российских эмитентов, учтенные на счетах депо депозитарных программ, (i) не предоставляют право голоса, (ii) не учитываются при подсчете голосов и (iii) не предоставляют владельцу право на дивиденды. При этом невыплаченные дивиденды могут быть истребованы лицами, являвшимися держателями иностранных депозитарных расписок по состоянию на день вступления в силу положений Закона о прекращении обращения иностранных депозитарных расписок и получившими акции российских эмитентов при погашении принадлежащих им иностранных депозитарных расписок в порядке, установленном ФЗ «Об акционерных обществах» для невостребованных дивидендов.

ВОЗМОЖНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ ЛИСТИНГА

Закон уполномочивает Правительство РФ установить порядок, в соответствии с которым может быть принято решение о продолжении обращения за пределами РФ иностранных депозитарных расписок.

Согласно разработанному проекту постановления Правительства РФ заявления российских эмитентов, обосновывающие необходимость продолжения обращения за пределами РФ его акций посредством размещения и обращения иностранных депозитарных расписок (далее – «заявления») будут рассматриваться Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее – «Комиссия»). Такие заявления подаются в Комиссию через Минфин России.  

Предполагается, что российские эмитенты, планирующие сохранить обращение иностранных депозитарных расписок на свои акции, вправе не позднее 5 рабочих дней со дня вступления в силу положений Закона о прекращении обращения иностранных депозитарных расписок направить в Минфин России заявление с приложением определенного пакета документов.

Заявление подлежит рассмотрению Комиссией (в лице подкомиссии, созданной в соответствии с п. 6(1) Положения о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.07.2008 № 510) не позднее десяти рабочих дней с даты вступления в силу положений Закона о прекращении обращения иностранных депозитарных расписок. При этом допускается возможность участия в таком заседании представителя российского эмитента.

В случае обращения российского эмитента с заявлением в Комиссию, срок, в течение которого российский эмитент обязан совершить действия, предусмотренные Законом, начинает исчисляться с момента получения российским эмитентом решения об отказе в продолжении обращения за пределами РФ иностранных депозитарных расписок, то есть фактически приостанавливается на время рассмотрения заявления.

Обращаем внимание, что проект постановления Правительства РФ предусматривает, что подкомиссия Комиссии вправе принимать решение о продолжении обращения ценных бумаг российского эмитента за пределами РФ в отсутствие заявления такого эмитента.

Необходимо отметить, что Закон предусматривает возможность сохранения текущего листинга иностранных депозитарных расписок по решению Комиссии, однако в силу запрета на зачисление акций российских эмитентов на счета депо депозитарных программ конвертация новых акций в иностранные депозитарные расписки будет в любом случае невозможна.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛИСТИНГА

Процедура прекращения обращения акций российских эмитентов за пределами РФ, организованного посредством размещения иностранных депозитарных расписок на указанные акции, сопровождается введением ряда «льготных положений», необходимых для беспрепятственного осуществления указанной процедуры:

1.        полномочием на совершение всех необходимых юридических действий, связанных с делистингом иностранных депозитарных расписок, наделяется единоличный исполнительный орган российского эмитента (ЕИО); такие решения не требуют получения одобрения (согласия) совета директоров (наблюдательного совета) или общего собрания акционеров российского эмитента на их совершение (независимо от содержащихся в уставе российского эмитента требований о получении подобных согласий);

2.        сделки, совершенные ЕИО в отношении делистинга иностранных депозитарных расписок, не могут быть оспорены по ст. 174 ГК РФ, в том числе по основанию выхода за пределы ограничений, установленных учредительными документами юридического лица;

3.        при приобретении акций российского эмитента в порядке конвертации иностранных депозитарных расписок не требуется получения согласия: (i) Банка России (при приобретении акций банка); (ii) ФАС России, а также не требуется направления уведомления в ФАС России и соблюдение порядка приобретения 30 и более процентов обыкновенных акций публичного акционерного общества.

ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ ПО ЗАКОНУ

При реализации Закона российские эмитенты и держатели иностранных депозитарных расписок могут столкнуться с рядом открытых вопросов, которые не урегулированы в Законе. Так, в частности,

-  не до конца ясно, по какой процедуре будет осуществляться конвертация иностранных депозитарных расписок в акции российских эмитентов;

-  будет ли реализована возможность «автоматического» открытия счетов депо у российских депозитариев на имя лиц, конвертирующих иностранные депозитарные расписки в акции российского эмитента, по заявлению эмитента иностранных депозитарных расписок, а также прохождения процедуры KYC таких лиц у российского депозитария;

-  Закон предусматривает прекращение обращения акций российских эмитентов за пределами РФ, организованного посредством размещения иностранных депозитарных расписок, предоставляя держателю иностранных депозитарных расписок право конвертировать их в акции российского эмитента. При этом возможность получить держателем иностранных депозитарных расписок акции российского эмитента может быть ограничена его инвестиционной стратегией управления портфелем ценных бумаг и (или) личным законом, не допускающим владение держателем иностранных депозитарных расписок акциями российских эмитентов;

-  не совсем понятно в каком порядке будет осуществляться списание акций российского эмитента со счета депозитарных программ, открытого эмитенту депозитарных расписок и имеющего статус счета типа «С», в пользу резидентов РФ, так как решением Совета директоров Банка России от 18.03.2022 установлены ограничения на такое списание и др.

Вышеуказанные открытые вопросы и риски неоднозначного толкования отдельных положений Закона необходимо учитывать российскими эмитентами при реализации мероприятий по закрытию депозитарных программ на свои акции, в том числе привлекая профессиональных консультантов, имеющих необходимый опыт.

Авторы: старший юрист Максим Барышев, юрист Дмитрий Кабанов, помощник юриста Владислав Зырянов.

 

Данный материал подготовлен исключительно в информационных и/или образовательных целях и не является юридической консультацией или заключением. ЕПАМ, его руководство, адвокаты и сотрудники не могут гарантировать применимость такой информации для Ваших целей и не несут ответственности за Ваши решения и связанные с ними возможные прямые или косвенные потери и/или ущерб, возникшие в результате использования содержащейся в данных материалах информации или какой-либо ее части.

_________________

[1] https://sozd.duma.gov.ru/bill/19912-8

[2]  http://council.gov.ru/activity/meetings/, http://council.gov.ru/activity/meetings/134764/agenda/

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ