8 февраля 2010
Николай Аверченко рассказал журналу «Однако» о причинах, способствующих увеличению масштабов теневой экономики

Маммона и Фемида

Вадим Бондарь

Окажутся ли эффективными новые меры по усилению борьбы с экономическими преступлениями и правонарушениями?

Ущерб России, причиненный экономическими преступлениями, вырос в 2009 году более чем в восемь раз и превысил 1 трлн рублей. По минимальным оценкам, пятая часть отечественной экономики ушла в тень, а средний размер взятки в РФ в прошлом году вырос в 2,5 раза. За этими данными кроется целый набор самых разнообразных проблем и вопросов.

МРАЧНЫЕ ЦИФРЫ

27 января состоялось совещание Следственного комитета (СК) при МВД, посвященное результатам работы ведомства в минувшем году. Согласно итоговым данным, озвученным на нем, урон, который нанесли России экономические преступления, вырос в 2009 году более чем в 8 раз (на 745%) и превысил 1 трлн рублей — седьмую часть доходов федерального бюджета за 2009 год, или более половины Резервного фонда, в котором на конец года оставалось чуть более 1,8 трлн рублей. И это при том, что общее количество совершенных в стране преступлений не увеличилось, а даже уменьшилось. Если в 2008 году в производстве органов предварительного следствия находилось 2,2 млн уголовных дел, то в 2009 году их зафиксировано на 200 тыс. меньше.

Но при этом экономические правонарушения растут. «С начала 2009 года подразделениями правоохранительных органов выявлено свыше 428 тыс. преступлений экономической направленности, из них 74 тысячи 465 преступлений — в крупном и особо крупном размере».

Согласно приведенной статистике, окончено производство по 314 тыс. уголовным делам данной категории, из них 15,46 тыс. — в отношении организованных преступных групп. В суды направлены уголовные дела почти о 254 тыс. преступлений. К уголовной ответственности привлечено свыше 106 тыс. человек, в том числе участников преступных группировок, а наложить арест на имущество и изъять предметов, имеющих отношение к преступной деятельности, удалось пока только на сумму 89 млрд рублей.

По данным комитета, за год выявлено около 9 тыс. преступлений, связанных с легализацией преступных доходов. «Уголовные дела по почти 7 тыс. таких преступлений направлены в суд, и по ним привлечено к уголовной ответственности около 2 тыс. лиц», — говорится в материалах комитета.

ГРЯЗНЫЕ РУКИ ИЗ-ПОД БЕЛЫХ МАНЖЕТ

Отнюдь не новым направлением, приносящим неплохие доходы экономическим злоумышленникам, является рейдерство (или недружественное поглощение). «Меры по борьбе с противоправными деяниями, связанными с посягательством на экономические устои государства, по-прежнему актуальны», — отмечают в СК при МВД.

В производстве органов предварительного следствия в системе МВД России находилось 424 уголовных дела о преступлениях такого характера, 41 из которых направлено в суд, остальные продолжают расследоваться. Наибольшее количество уголовных дел о рейдерских захватах находились в производстве следственных подразделений ГУВД по Москве (216 уголовных дел), по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (41 дело).

Приведем некоторые цифры. На конец 2007 года, одного из самых успешных с экономической точки зрения, по данным Торгово-промышленной палаты, в целом стоимость конфликтных активов в России оценивалась в 7 млрд долларов. С 2005 по 2007 год против рейдерских захватов в нашей стране было возбуждено порядка 900 уголовных дел. Однако до суда дошло менее 10%, а вернуть утраченное имущество удавалось и того реже.

Еще в феврале 2008 года сенатор Фархад Ахмедов на заседании Совета Федерации выступил с предложениями по созданию правовой базы для противодействия рейдерству. По его словам, распространение рейдерства приобрело в России характер эпидемии. И эта эпидемия «поразила вертикаль власти сверху донизу, толкает экономику страны в пучину криминала, к беспределу». «Предлагаю нам вместе попытаться в законе определить границы правомерного поведения, за пределами которых определенные действия будут квалифицироваться как незаконное завладение собственностью», — заявлял сенатор. «Предлагаю обратиться в Следственный комитет МВД, Торгово-промышленную палату, РСПП, к общественным организациям с просьбой поделиться с нами своими идеями с последующей экспертной оценкой и подготовкой законодательных инициатив».

Но определения рейдерства как преступного деяния нет до сих пор (то есть нет четкого законодательного понятия рейдерства и не введено наказания за него). Как нет и некой пограничной морально-этической оценки «относительно честного отъема собственности у организаций и граждан» со стороны делового сообщества.

Сегодняшний рейдер — это не сомнительный субъект с группой молодых людей спортивного вида и с бейсбольными битами в руках. Это прекрасно образованный господин, тонко разбирающийся в юриспруденции и судопроизводстве, имеющий хорошую экономическую подготовку, широкие и глубокие связи в различных властных структурах (так называемый административный ресурс), судебной и арбитражной системе. В этой связи подвести рейдеров под отдельные статьи уголовного кодекса (например, такие, как мошенничество, подделка документов, дача взятки и другие) сложно.

Рейдер работает не один, а в хорошо сколоченной профессиональной команде, где каждый отвечает за свое направление. Такие группы захватывают промышленные объекты, объекты недвижимости, ресурсы (в частности землю). Действуют при этом либо по заказу заинтересованной стороны (например, предпринимателя, желающего уничтожения конкурента, диверсификации бизнеса за счет непрофильного, но перспективного объекта, получения дополнительного ресурсного источника для дальнейшего развития, или высокопоставленного чиновника, желающего таким образом получить хороший бизнес в готовом виде), либо по собственной инициативе, чтобы потом захваченный объект выгодно перепродать по частям или целиком. То, что рейдерские захваты приводят к прекращению хозяйственной деятельности предприятий (нередко стратегически важных для страны), потере научной базы и технологий, опустыниванию земель, сокращению рабочих мест, снижению налоговых сборов, как видно, в общегосударственном масштабе не вызывает соответствующего к себе отношения. Ведь рейдерство остается чрезвычайно прибыльным делом (доходность составляет 200—1000%, а в период кризиса и еще выше), при этом балансируя на грани криминала и вполне легального бизнеса по слиянию и поглощению.

Справедливости ради надо сказать, что министр внутренних дел Рашид Нургалиев призвал подчиненных активнее расследовать уголовные дела о рейдерских захватах, подчеркнув, что по таким фактам в его ведомство «регулярно поступают соответствующие депутатские запросы, обращаются граждане и представители бизнеса». А руководитель Следственного комитета при Прокуратуре Александр Бастрыкин заявил, что внес предложения об изменении законодательства в части введения самостоятельного состава преступления за незаконный захват собственности. Однако, по мнению экспертов, в сложившейся ситуации усилий одного МВД явно недостаточно.

ВОРИШКИ С ПОРТФЕЛЕМ И БЕЗ ПОРТФЕЛЯ

Одними из самых распространенных видов экономических преступлений по-прежнему остаются должностное хищение и взяточничество. «Так, в течение 12 месяцев 2009 года оперативными подразделениями органов внутренних дел РФ выявлено свыше 39 тысяч преступлений, предусмотренных ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата), из них расследовано преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере, — 6344», — говорится в материалах СК МВД.

Руководящая и в особенности контролирующая должность во многом продолжает восприниматься не как место работы, а как «место кормления», то есть получения не предусмотренной законом экономической выгоды.

В 2009 году подразделениями экономического блока органов МВД выявлено более 35 тыс. преступлений, совершенных против государственной власти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления.

По статье 290 УК РФ (взятка), в суды направлено 1600 уголовных дел (что на 13% больше прошлогоднего показателя, в 2008 году в суды было направлено 1412 дел) в отношении 1690 обвиняемых. На 6% увеличилось количество и направленных в суд уголовных дел по взяткам в крупном и особо крупном размере. Таких дел на конец года зафиксировано 276. Всего в 2009 году, по данным генпрокурора РФ Юрия Чайки, за взятки были арестованы 800 высокопоставленных российских чиновников.

Параллельно с активностью милиционеров и прокуроров растут и аппетиты мздоимцев. По данным департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД, средний размер взятки и коммерческого подкупа в родном отечестве вырос в прошлом году в 2,5 раза и составил 23 тыс. рублей. Средний размер крупной взятки увеличился до миллиона рублей. Борцы с экономической преступностью отмечают в качестве тенденции прошлого года повышение осторожности получателей, как раньше говорили, «нетрудовых доходов», и увеличение ставок за услуги. «Серьезные люди, способные решать вопросы», не хотят рисковать по мелочам.

По оценке Национального антикоррупционного комитета, с которой согласна международная организация Transparency International, объем коррупционного рынка в России в 2009 году составил 300 млрд долларов, что сравнимо с доходной частью российского бюджета.

Как видно из статистики защитников законности и правопорядка, борьба с взяточниками и другими преступниками экономического профиля идет достаточно активно. Чуть ли не каждый день мы слышим и читаем об очередном уголовном деле, аресте и назначении срока наказания. «Если так будет продолжаться, то через пять лет мы пересажаем всех чиновников», — заявил недавно Александр Бастрыкин. Однако, как говорил президент Дмитрий Медведев в своем Послании, «… одними «посадками» проблему не решить. Но сажать надо. Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества».

Но что происходит на практике? В 2007 году в Государственную думу был внесен законопроект, предусматривающий создание на официальном сайте правительства некой «позорной доски», на которой оно будет размещать информацию о лицах, осужденных за должностные преступления. В документе были перечислены такие статьи Уголовного кодекса, как злоупотребление должностными полномочиями и их превышение, нецелевое расходование бюджетных средств, незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности, получение взятки, служебный подлог, халатность. И что? В середине прошлого года депутаты большинством голосов делать это запретили. Экспертное сообщество было в недоумении. Ведь по закону эти данные секретными не являются. Мало того, информация о деятельности представителей власти является социально значимой, и гражданам-налогоплательщикам просто необходимо знать, кто ими руководит и кого в конечном счете они кормят. Да еще как кормят. Четверть пресеченных ДЭБ преступлений в прошлом году были совершены руководящим составом структурных подразделений федеральных органов власти, администраций субъектов Федерации, муниципальных образований, а также бюджето-образующих предприятий, крупных общественных объединений и некоммерческих организаций.

ЗА ПРЕДЕЛАМИ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ

На общем фоне роста экономической преступности и кризисных явлений в экономике увеличивается и ее теневой сегмент. Заработная плата на вполне легальных и даже весьма респектабельных объектах финансово-хозяйственной деятельности все больше и больше уходит из бухгалтерий и с дебитовых карточек в «черные конверты». Увеличивается производство (чаще всего скрытое) и оборот запрещенных, нелицензионных и недекларируемых товаров — от самодельных запчастей для автомобилей, чая «неизвестных пород» и минеральной воды «неизвестных источников» до компьютерных программ. Множится и без того огромная часть сферы услуг, пребывающая в тени (сдача квартир и гаражей, репетиторство, няни, всевозможные виды ремонта и т. д.).

Растут еще две сферы, от которых бюджету не достается практически ничего. Это пребывание в России и использование труда мигрантов, которых по самым скромным подсчетам у нас работает более десяти миллионов, а если учесть никем не считаемых китайцев, обширно осваивающих не только Дальний Восток и московские рынки, но и другие города и веси, то вообще неизвестно сколько. И, если ее так можно назвать, сфера личных подсобных хозяйств, а также непромышленное рыболовство и охота. Эти виды ненаблюдаемого производства у нас тоже увеличиваются. Ведь безработица растет, цены тоже не стоят на месте, а доходы падают.

По данным Росстата, пятая часть российской экономики уже пребывает в тени. То есть каждый пятый заработанный рубль идет мимо государства. По другим данным, в различных регионах страны этот уровень колеблется от 25 до 60%. Достаточно проехаться по республикам недавно созданного СКФО. Официальная безработица там превышает все мыслимые уровни, и формальных источников доходов крайне мало, но ряды кирпичных домов частной застройки в два-три этажа, достойные автомобили — вполне обыденное и даже обязательное явление.

МВД же вообще оценивает масштабы теневой экономики в стране в 40% ВВП. Ряд экспертов прогнозирует дальнейшее расширение теневого сектора, связывая это с ростом налогообложения, усилением контроля со стороны государства в финансовой сфере и за деятельностью потребительского рынка.

Теневая экономика многообразна и многосоставна. Строгого ее определения нет. Но все же как ее себе представляют законоведы? «Теневая экономика — это производство и продажа товаров, работ и услуг, которые по каким-то причинам скрываются предпринимателями от государства и общества, — говорит старший юрист адвокатского бюро ЕПАМ Николай Аверченко. — Что касается разновидностей теневой экономики, то их достаточно много. К основной я бы отнес уклонение от уплаты налогов. Среди других можно назвать внешне законные операции, прикрывающие под собой незаконные. Скрытое производство, незаконное предпринимательство, коррупционный рынок, где происходит оборот очень крупных капиталов. Также к теневой экономике можно отнести банальное переписывание имущества на подставных лиц. В общем, достаточно много секторов, включая преступные схемы в чистом виде, — торговля наркотиками, проституция».

Аверченко выделяет четыре причины, способствующие увеличению масштабов теневой экономики на современном этапе. Первая — это завышенные налоговые ставки. Когда налоги несправедливы, теневая экономика возрастает в разы. Вторая причина — это коррупция как таковая. Чем эффективнее решать вопросы вне рамок правового поля, тем больше будет рынок взяток и оборотов других теневых капиталов. Третья причина — это боязнь собственника за свое имущество. Если в государстве право собственности не защищено на должном уровне, то любой человек будет скрывать свое имущество. И четвертая причина теневой экономики — непредсказуемость государства. То ли его деятельность будет направлена на поддержание частного рынка, то ли наоборот — со все большим и большим введением государственных начал в экономике пойдет наступление на частную инициативу. Когда предприниматель, собственник не знает, на что ориентироваться, куда деваться, он начинает метаться. Переводит свои активы в офшоры, старается избегать российского правосудия, в которое он не верит, и т.д.

По-видимому, объективных причин и факторов теневой экономики гораздо больше, что делает борьбу с этим явлением чрезвычайно сложной. Но не разобравшись в причинах болезни, трудно рассчитывать на эффективность лечения.

У НИХ НЕ МЕНЬШЕ НАШЕГО ВОРУЮТ

Согласно обнародованным в конце 2009 года исследованиям некоторых международных организаций, Россия заняла первое место в мире по числу экономических преступлений. Между тем представители юридического сообщества нашей страны скептически восприняли информацию о том, что Россия хуже всех.

«Я не уверен, что Россия возглавляет этот список, — говорит Николай Аверченко. — По-видимому, они использовали соцопросы, возможно, и другие методы, которые не являются строго юридическими и точными. Да, у нас страна действительно является одним из лидеров по количеству и качеству экономических преступлений, но я все-таки не уверен, что у нас самое экономически преступное и коррумпированное государство. У каждой страны существуют свои критерии оценки коррупции (например, как сообщал в сентябре минувшего года Интерфакс, правительство России сократило приметы коррупции, вычеркнув пять пунктов. — Прим. ред.) и экономических преступлений. Это не универсальная категория. Поэтому если расчеты делаются без учета этого фактора, то такие расчеты не корректны».

Действительно, если посмотреть только на некоторые цифры и факты, характеризующие то, что происходит в других странах, то невольно вспоминается крылатая фраза Глеба Жеглова: «А ты скажи, что у них не меньше нашего воруют». Например, в Китае, где взятка или хищение в особо крупных размерах наказывается лишением жизни, и с 2000 года там расстреляны за коррупцию около 10 тыс. чиновников, а еще 120 тыс. получили по 10–20 лет заключения, бюрократы за 30 последних лет украли сумму, эквивалентную 50 млрд долларов. По местному телевидению время от времени демонстрируют публичные расстрелы чиновников, но эта крайняя мера, по всей видимости, мало помогает. В прошлом году только в связи с незаконным вывозом (уводом) крупных денежных сумм за границу в Китае расследовались 103 дела, фигурантами которых были более 300 чиновников.

Transparency International ставит ведущие мировые державы в своем рейтинге коррупционности не на лучшие места. Так, Япония и Великобритания делят 17-ю строчку. За ними следуют США, где, к слову, считается, что борьба с коррупцией невозможна без помощи добровольных осведомителей. В США осведомитель получает от 15 до 30% стоимости выявленного по его доносу материального ущерба и защищен от преследований со стороны разоблаченных им нарушителей. Тем не менее Америка даже не в первой десятке.

Крупнейшей и самой прибыльной корпорацией Италии в минувшем году стала мафия. За минувшие 12 месяцев она укрепила свои и без того достаточно прочные экономические позиции. В то время как ВВП страны упал на 5%, у мафии прибыль выросла аж на 8%. На полученные в результате использования коррупционных и других противозаконных схем деньги представители теневого бизнеса скупали и продолжают скупать значительно подешевевшие за время кризиса активы. На бирже приобретаются акции компаний практически всех секторов экономики и не только итальянских. Инвестиции за год оцениваются в 26 млрд евро.

В Афганистане, вот уже который год «контролируемом» силами НАТО, также процветает коррупция. За прошедшие 12 месяцев афганцы потратили на взятки 2,5 млрд долларов, что составляет почти четверть ВВП страны. «Афганцы утверждают, что устроиться на государственную службу без взятки невозможно», — заявил исполнительный директор Управления ООН по наркотикам и преступности Антонио Мария Коста, представляя новый доклад о взяточничестве в этой стране «нарождающейся демократии». Документ подготовлен на основе интервью с 7600 афганцами, проживающими в 12 провинциях. Каждый второй из них сообщил, что ему приходилось давать взятки, в том числе полицейским, местным должностным лицам, судьям, прокурорам и даже членам правительства. Средний размер подношения в Афганистане составил 160 долларов, и это при том, что валовой доход на душу населения в этой стране составляет всего 425 долларов в год.

Список можно продолжить.

ЗАКОНЫ ИЗМЕНЯТСЯ, БОРЬБА УСИЛИТСЯ

То, что мы, наверное, все-таки не самые худшие и не единственные в своем роде по части экономической преступности и теневой экономики, радует мало. Со злом, уводящим из хозяйственной жизни страны (а зачастую и уничтожающим) активы, ресурсы, колоссальные денежные суммы, необходимо бороться. Руководство правоохранительных органов считает, что положения Уголовного кодекса о преступлениях в сфере экономики нуждаются в срочной модернизации. По словам Александра Бастрыкина, в наступившем году запланирована разработка концепции модернизации уголовной политики в сфере экономики. Речь, в частности, идет о разграничении правонарушений, которые в современных условиях утратили прежнюю общественную опасность, и тех, что, наоборот, приобрели ее. По первой категории возможно смягчение предусматриваемого наказания со смещением приоритетов в сторону штрафов, либо вообще вывода таковых из Уголовного в Административный кодекс. В то же время, по мнению Бастрыкина, необходимо дать правовую оценку и выявить опасные, но еще не подпадающие под определение криминальных деяния в различных отраслях и институтах экономики. В том числе на финансовом рынке, в корпоративном управлении, в использовании инсайдерской информации, в антимонопольной политике, в банковской деятельности, во внешнеэкономической деятельности, особенно там, где речь идет об использовании компаний, зарегистрированных в офшорах с низким уровнем прозрачности. К заслуживающим внимания глава следственного комитета при прокуратуре отнес также нормы в области антимонопольной политики, о рынке ценных бумаг, об отношениях, возникающих в связи с банкротством и внешним управлением.

О преступлениях в финансовой сфере совсем недавно говорил и глава правительства, высказавшись по этому поводу достаточно жестко. 29 января в ходе рабочей встречи с руководителем федеральной службы по финансовым рынкам Владимиром Миловидовым Владимир Путин, в частности, отметил, что вступил в силу закон, который вводит уголовную ответственность за финансовые нарушения.

«Санкции большие — до семи лет лишения свободы. И мы знаем, что не все участники рынка отнеслись к этому однозначно, но порядок здесь нужно наводить. И я прошу вас совместно с Центральным банком продолжить работу по пресечению незаконных практик», — сказал премьер.

Бастрыкин предлагает передать тяжкие и особо тяжкие экономические преступления, прямо или косвенно посягающие на экономическую безопасность государства, для расследования в СК при прокуратуре. СКП также предложил создать специальное ведомство по борьбе с экономической преступностью и подчеркнул необходимость повысить квалификацию как специалистов, работающих с делами, касающимися экономических вопросов, так и узких спецов, которые, возможно, объединятся под крышей этого ведомства.

Напомним, что еще в 2005 году заместитель начальника Академии экономической безопасности МВД РФ полковник Андрей Городецкий назвал критическим уровень криминализации экономики в России и на всем постсоветском пространстве. Одной из главных проблем правоохранительных органов по борьбе с экономическими преступлениями Городецкий назвал тогда нехватку квалифицированных кадров, «способных на высоком уровне выявлять и бороться с такого рода преступлениями». За пять лет, как видно, мало что изменилось, а если и изменилось, то, по-видимому, только в худшую сторону.

Но не зря говорят, все новое — это хорошо забытое старое. Что ж, будем возрождать ОБХСС «на новом историческом этапе»? Там действительно работали настоящие профессионалы и, надо сказать, весьма эффективно, отправив в свое время на «трудотерапию» многих нынешних капитанов теневого бизнеса и экономического криминала.