31 января 2012
Налог на роскошь: каким он может быть

Насколько реализуемы предложения премьер-министра по изменению налоговой системы и к какому экономическому эффекту они могут привести

Налоговая система России пока работает не так эффективно, как хотелось бы, реформа налогового законодательства продолжается с 2005 года. Давайте посмотрим, что предлагает Владимир Путин в своей программной статье «Нам нужна новая экономика». Сразу отмечу, что в том или ином виде эти предложения уже обсуждались ранее. Например, предложения по увеличению акцизов на алкоголь и табак, а также увеличению рентных платежей в газовой индустрии рассматривались Министерством финансов в бюджетной политике на 2012 год. В статье Путина особое внимание уделяется вопросам налогообложения богатства. И вот это самый интересный момент.

Идея подвергать обеспеченные слои населения более высокому налогообложению реализована во многих государствах, например, в Великобритании, Италии, Франции. В разных странах эта концепция реализована по-разному: от использования прогрессивной шкалы налогообложения для доходов физических лиц и заканчивая налогами на предметы роскоши. В современной экономической ситуации такой подход может быть оправдан и в России. Сейчас требуется снизить фискальную нагрузку в несырьевом секторе экономики, в том числе нагрузку, приходящуюся на фонд оплаты труда. Выпадающие доходы бюджета можно компенсировать за счет увеличения налоговой нагрузки на богатых граждан. Учитывая, что капитал и богатство сейчас концентрируются в собственности все более узкого круга лиц, такой подход укрепит социальную стабильность. Однако, как и в случае с любым налогом, весь вопрос в том, как будет реализована идея на практике.

В программной статье премьера говорится о налоге на богатство и престижное потребление. При этом в качестве частных мер в статье предлагается увеличить ставку налога для владельцев дорогостоящей недвижимости и автомобилей. Напомню, что в 2010 Государственная дума уже рассматривала законопроект о налоге на предметы роскоши — и отклонила его. Законопроект предлагал облагать недвижимость, транспортные средства и драгоценности, которые превышают определенную стоимость, налогом на роскошь с прогрессивной ставкой (от 1% до 5%). При оценке проекта сразу возник вопрос о совпадении объектов налогообложения между налогом на предметы роскоши и налогом на имущество, что фактически приводит к двойному налогообложению.

Непонятно, как налог на предметы роскоши будет соотноситься с идей введения единого налога на недвижимость. Напомним, что, по замыслу Минфина, налог на недвижимость с физических лиц будет взиматься от рыночной (а не от инвентаризационной) стоимости имущества по ставке 0,1–1%. Это значит, что платежи по налогу вырастут как минимум на порядок.

Вопрос вызывает и то, как будут учитываться интересы среднего класса. Многие наши сограждане благодаря кредитам могут позволить себе приобрести дорогостоящую недвижимость или транспорт. При этом кредиты обеспечиваются лишь за счет доходов от трудовой деятельности, которые могут быть достаточно высоки. По сути именно эти граждане и есть основные представители среднего класса.

Но наибольшие сомнения порождает вопрос о том, как будет администрироваться налог, особенно если в итоговой версии это будет именно налог на предметы роскоши. В некоторых странах налоговые инспекторы устраивают специальные рейды, чтобы найти эти предметы роскоши. Именно за счет такого администрирования обеспечивается высокий уровень налоговых поступлений. Но не уверен, что эта мера будет работать и в России. В свете этой проблемы с трудом можно себе представить, что введение налога на роскошь принесет значительный экономический эффект.

Конечно, окончательная эффективность предлагаемой реформы во многом будет зависеть от того, в какой форме будут реализованы предложения премьера. Пока что они воспринимается как лозунг, имеющий предвыборный характер и социальный подтекст и рассчитанный на то, чтобы привлечь внимание избирателей.