14 апреля 2015
Legal alert: Украина вводит пакет мер по дерегуляции и упрощению условий ведения бизнеса: изменения в сфере регистрации бизнеса

5 апреля 2015 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса (дерегуляция)» (далее - «Закон о дерегуляции»). В частности, Закон о дерегуляции вносит изменения в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физический лиц - предпринимателей» (далее – «Закон о регистрации») касательно усовершенствования регистрационных процедур.  Кроме того, во исполнение ряда положений Закона о дерегуляции, приняты распоряжение Кабмина № 289-р от 18 марта 2015 года об обеспечении функционирования системы электронного сервиса в сфере государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, а также Приказ Министерства юстиции Украины от 31.03.2015 № 466/5, регулирующий вопросы предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физический лиц – предпринимателей (далее – «Реестр»).

Основные изменения, вносимые Законом о дерегуляции в Закон о регистрации, а также новшества, предусмотренные обозначенными выше подзаконными актами, направлены на минимизацию бумажного документооборота и де-бюрократизацию процессов, касающихся регистрации субъектов хозяйствования  и получения сведений о них из Реестра. Ожидается, что это упростит и ускорит процесс регистрации новых субъектов хозяйствования, регистрационные действия в отношении уже существующих субъектов хозяйствования и доступ к содержащейся в Реестре информации о них. 

В частности, предусмотрено следующее:

  • Усовершенствована система электронного документооборота между Реестром и информационными системами иных органов государственной власти (органы статистики, государственного Пенсионного фонда, налоговые органы, органы лицензирования, Национальная Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку). Ожидается, что, благодаря такому взаимодействию органов власти, удастся прийти к формату «единого окна» и, таким образом, снизить административную нагрузку на субъектов хозяйствования.

  • Созданы условия для получения выписок, извлечений и справок из Реестра в электронном виде посредством соответствующего портала (на сайте Минюста), который уже начал работать. При этом установлено, что выписки, извлечения и справки из Реестра, полученные в электронной форме, имеют одинаковую силу с документами в бумажной форме.

  • Государственные органы, суды, органы местного самоуправления и их должностные лица, смогут получают данные из Реестра только в электронном виде, через соответствующую интернет страницу (и при этом бесплатно). Схожее требование установлено для банков и бюро кредитных историй: запрос на получение информации из Реестра будет формироваться ими в электронном виде, и информация будет получаться, также, в электронном виде: в формате базы данных, извлечения, выписки, справки – в режиме реального времени (но – на платной основе). Таким образом, отпадет необходимость требовать эти сведения и документы от самих субъектов хозяйствования, что  снизит административную нагрузку на них и сэкономит их время.

  • Право получить выписку, извлечение, справку из Реестра в отношении субъекта хозяйствования, как в бумажном, так и электронном виде, будет у любого лица, за тем лишь исключением, что  выписка в отношении физического-лица предпринимателя может быть предоставлена лишь такому лицу или его законному представителю. Получение этих документов осталось платным (кроме госорганов и органом местного самоуправления), однако плата является символической - от 19 до 61 гривны (в зависимости от вида и формы запрашиваемого документа). При этом, он-лайн доступ к данным Реестра, по прежнему, остается открытым и бесплатным: если у лица нет необходимости получать данные из Реестра в каком-либо специальном формате (т.е. выписка, извлечение, справка), оно всегда может ознакомиться с информацией Реестра по специальной он-лайн ссылке, и при этом набор данных о субъекте хозяйствования будет практически идентичен тому, что содержится в извлечении.

  • Информация о регистрационных действиях, требующих обнародования, теперь подлежит обнародованию путем размещения на официальном сайте Минюста, а не путем публикации в официальной прессе как это было ранее. 

Кроме того, Законом о дерегуляции предусмотрена возможность отступать от принципа привязки места совершения регистрационного действия к зарегистрированному местонахождению субъекта хозяйствования. Так, в случае вооруженного конфликта, временной оккупации, массовых проявлений насилия, массовых нарушений прав человека, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регистрационные действия могут проводиться определенными Минюстом государственными регистраторами за пределами зарегистрированного местонахождения юридического лица и места жительства физического лица-предпринимателя.

Реформа системы регистрации субъектов хозяйствования еще не завершена. Так, 7 апреля были приняты Верховной Радой, но еще не вступили в силу изменения в Закон о регистрации касательно усовершенствования процедуры прекращения юридических лиц в результате реорганизации (слияние, присоединение, разделение, преобразование) - законопроект № 1416 от 11.12.2014 (далее – «Законопроект»). Будущие изменения, среди прочего, предусматривают[1]:

  • Возможность автоматически переоформлять обособленные подразделения прекращающегося юридического лица на его правопреемника – без необходимости их предварительного закрытия.
  • В отношении компаний, прекращающихся вследствие реорганизации, не будут применяться ограничения на осуществление  регистрационных действий: внесение изменений в устав, в сведения об обособленных подразделениях такой компании, создание юридического лица, учредителем которого является прекращающаяся компания. Законопроект предлагает оставить эти ограничения лишь для компаний, прекращающихся вследствие ликвидации (то есть без правопреемства).

Кроме того, в данное время на рассмотрении в Верховной Раде находится законодательная инициатива, предусматривающая меры, направленные на снижение риска проведения регистрационных действий по поддельным документам. Соответствующий законопроект (№ 1475 от 16.12.2015) предусматривает проведение регистрационных действий (изменение в устав, смена руководителя компании и т.д) на основании оригинала соответствующего корпоративного решения (действующая на данный момент редакция Закона о регистрации допускает возможность проведения регистрационных действий в том числе на основании копий документов).


[1] На момент подготовки данного обзора окончательный текст принятого Верховной Радой Законопроекта № 1416 не был доступен. Приведенные в этом обзоре комментарии об изменениях, вносимых Законопроектом, основаны на тексте сравнительной таблицы, приведенной на сайте rada.gov.ua по состоянию на 14.04.2015, и являются предварительными.