20 марта 2014
«Коммерсант» публикует комментарий Марка Ровинского по законопроекту Минфина о контролируемых иностранных компаниях, первому законопроекту из пакета мер по деофшоризации экономики

Офшоры пригласили к наполнению бюджета

Законопроект о контролируемых компаниях подготовлен Минфином

Минфин РФ вчера обнародовал первый законопроект из пакета мер по деофшоризации экономики. Ведомство предлагает всем российским организациям и гражданам, владеющим хотя бы 1% капитала иностранной компании, под угрозой штрафа сообщить об этом в налоговые органы. При доле владения свыше 10% и наличии у такой компании нераспределенной прибыли налоги с нее придется заплатить в России. Эксперты полагают, что замысел Минфина сработает, только если российским налоговикам удастся наладить полноценный информационный обмен с другими, в том числе офшорными, юрисдикциями.

Законопроект подготовлен во исполнение поручения Владимира Путина и предлагает ввести налогообложение прибыли контролируемых из России иностранных компаний. Минфин считает, что именно с их помощью российский бизнес аккумулирует доходы за рубежом, без уплаты налогов используя их для сделок, инвестиций и потребления. Неожиданностью проекта стало то, что для выявления "уклонистов" Минфин намерен раскинуть максимально широкую сеть -- все российские организации и граждане, владеющие хотя бы 1% капитала компании в государстве с льготным налогообложением, будут обязаны сообщить об этом в налоговые органы РФ. Ранее о намерении ввести столь низкий порог надзора за владением офшорами ведомство не сообщало. Контроль не коснется публичных компаний, но распространится на фонды, трасты и прочие формы коллективных инвестиций.

Список низконалоговых юрисдикций Минфин составит позже -- заместитель главы ведомства Сергей Шаталов обещал, что он будет "немного шире" действующего перечня из 41 офшора (эксперты полагают, что его дополнят популярные у российского бизнеса Кипр, Нидерланды, Швейцария). Размер штрафа за несообщение о владении -- 100 тыс. руб. за каждую "забытую" компанию. Платить налоги с не распределенной на дивиденды прибыли придется, если доля участия резидентов РФ (с учетом супругов, детей и "иных лиц") превышает 10%. Ставки налогов стандартны: 20% для компаний и 13% для граждан и превышают размер отчислений с дивидендов -- 9%. Штраф за неуплату -- 20% от "утаенной" прибыли, но не менее 100 тыс. руб.

Иван Чемичев из АКГ "МЭФ-Аудит" отмечает, что предложенные пороги владения (1% для отчета, 10% для уплаты налога) в сравнении с мировой практикой весьма высоки. Так, в США можно не уведомлять о деятельности иностранной компании, если общая доля американских акционеров в ней не превышает 50%. Более жесткий российский подход, по его словам, объясняется, видимо, тем, что из-за остроты проблемы вывода денег в офшоры, на первое место поставлен принцип осведомленности налоговых органов. Рустам Вахитов из аудиторской компании "Аудэкс" полагает, что необходимость декларировать практически все офшорные активы раскрывает структуру владения -- вместе с изменением правил определения резидентства это может привести к тому, что часть бизнеса действительно откажется от использования офшоров. Михаил Филинов из PwC отмечает, что правила о контролируемых иностранных компаниях работают по методу самодекларирования везде в мире: "Взаимодействовать с зарегистрированными в РФ организациями гораздо эффективнее, чем гоняться за призрачными офшорными структурами, директора которых никогда не появятся в России".

По словам Марка Ровинского из ЕПАМ, очевидно, что в России новации в первую очередь будут использоваться для борьбы с практикой, когда офшорные компании накапливают нераспределенную прибыль, полученную от деятельности в России, и распоряжаются ею в частных интересах своих бенефициаров. Это приведет к сокращению "рынка" офшоров и усложнению структур владения. "Но возможность эффективного использования этих инструментов напрямую зависит от качества обмена информацией с налоговыми органами других, в том числе оффшорных, юрисдикций",-- указывает эксперт. Российские налоговики уверяют, что этот процесс уже начался. "Важную роль должен сыграть обмен информацией между налоговыми администрациями,-- сказали "Ъ" в ФНС.-- С некоторыми из них договоры уже заключены. Надеемся, мы сможем получать информацию с помощью инструментов, которые будут действовать в рамках ОЭСР". Впрочем, процесс присоединения РФ к ОЭСР на прошлой неделе был приостановлен.

Вадим Ъ-Вислогузов, Татьяна Ъ-Гришина