3 декабря 2015
О кампании по амнистии капиталов в РФ | комментарии Михаила Казанцева, «Клерк.Ру»

Бизнес определил, на каких условиях воспользуется амнистией зарубежных капиталов

Сегодня в ходе своего очередного послания Федеральному собранию президент России Владимир Путин предложил продлить сроки кампании по амнистии капиталов.

"В прошлом году была объявлена амнистия капиталов. Но бизнес не спешит этим воспользоваться, - отметил он. - Значит, процедура сложна. Прошу правительство провести дополнительные консультации по этому поводу с деловым сообществом, с государственными органами. Также предлагаю продлить амнистию".

Однократная полная амнистия капиталов, как известно, началась в России 1 июля 2015 года и должна завершиться 31 декабря. Налогоплательщикам предлагается добровольно задекларировать свое зарубежное имущество (активы и банковские счета), представив в налоговую службу специальную декларацию. Взамен государство гарантирует не возбуждение дел по определенным статьям УК РФ и КоАП РФ, а также дел о налоговых правонарушениях, связанных с задекларированным имуществом.

Ранее уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов заявил, что амнистия в ее нынешнем виде практически провалилась: за полгода подано всего 200 деклараций. Общественный омбудмен по вопросам амнистии, партнер адвокатского бюро ЕПАМ Михаил Казанцев пояснил Клерк.Ру причины практически полного отсутствия интереса бизнесменов к амнистии.

"Амнистия капиталов сегодня предполагает две возможности: первая - раскрыть, что у тебя есть, чтобы исключить налоговые, административные и налоговые риски за прошлые периоды, а вторая - возможность перевести бизнес с номинальных владельцев на фактических собственников. Второй момент даже более привлекателен, но в реализации имеются недоработки. Сегодня это возможно сделать, подав декларацию и приложив к ней договор доверительного управления - оформленный по иностранному праву и с иностранным лицом заключенный. Но нет до конца понимания, что это должен быть за документ. Договор доверительного управления предполагает, что начальный собственник когда-то давно передал управляющему (номинальному собственнику) имущество в собственность, а теперь возвращает его обратно.

Так вот, проблема в том, что у 99% граждан, которые хотели бы воспользоваться амнистией, никогда не было первоначального договора. На номинального владельца имущество заводилось не через договор покупки, или дарения, или доверительного управления. А раз так, то возможно, что через два года, когда налоговая начнет проверять и увидит, что вы не исполнили норму закона, она потребует у вас оплатить налог в 13%. И это отбивает всякий интерес к амнистии.

Мы предлагаем изменить закон. Сделать так, чтобы для амнистии достаточно было соглашения между номинальным и реальным владельцами. А первоначальное право собственности может возникать разными способами.

Следующая проблема - что именно можно декларировать в ходе амнистии. По закону - существующее на текущий момент имущество, оффшорную компанию. Но потом налоговая может начать копать и раскопает сделки этой компании 5-7 летней давности (а срок давности по налоговым преступлениям - 10 лет). И претензии возникнут уже не по факту наличия компании, а по ее прошлым сделкам. Нужно давать возможность декларировать не только имущество, существующее на момент амнистии, но и то, от которого ты избавился ранее, перевел результаты продажи в банковский счет.

Нужно, чтобы ты мог задекларировать конкретные сделки и снять с них налоговые риски. В законе говорится, что можно задекларировать источники формирования активов, но что это такое? Надо ли всю цепочку сделок раскрывать - нет ответа.

Сегодня гарантии декларирующему не распространяются на случаи, когда в декларации есть ошибки. То есть если ты ошибся в адресе своей недвижимости или в квадратных метрах, или названии компании, или месте ее регистрации, то суд через два-три года может заявить - вы знаете, мы не может идентифицировать актив, а это значит, что гарантии на вас не распространяются. Наше предложение - гарантии должны распространяться на любые декларации, вне зависимости от наличия в них возможных ошибок.

Еще одно обстоятельство. Налоговая физически не может подать в суд иск по амнистируемым объектам, однако задолженность за декларантом продолжает числиться. Если в будущем случится переплата налога, зачесть ее не удастся, она пойдет в счет этой зафиксированной задолженности. Если решат ограничить выезд за границу из-за долгов по налогам - эта задолженность тоже может повлиять.  Поэтому мы предлагаем изменить в законе формулировку- не "не производится взыскание", а "операции не облагаются налогами".

Репатриация задекларированного имущества. Сегодня желающие пройти амнистию по закону обязаны репатриировать имущество из стран, включенных в черный список ФАТФ. То есть нужно продать там актив и деньги перевести в Россию. Эти страны по пальцам можно пересчитать, и никто против этого не возражает. Но в законе далее говорится, что возвращать имущество нужно и из тех стран, с которыми нет у ФНС нет удовлетворительного обмена информацией. И уже после объявления амнистии налоговая расширила этот список до 160 стран. Концептуально, как видим, подход меняется.

Последний вопрос глобальный. Амнистия распространяется сегодня только на физлиц, хотя по замыслу она интересна больше для бизнеса. Мы считаем, что право на амнистию надо дать и юридическим лицам.

Наконец, амнистия капиталов пересекается с действием закона о контролируемых иностранных компаниях. У человека должен быть выбор - оставлять свою зарубежную компанию как есть и декларировать ее в качестве КИК, или в ходе амнистии перевести ее на себя лично и перевести активы в Россию.

Сергей Васильев