17 января 2014
«Известия» публикуют комментарий Валерия Еременко по возможному введению института частных судебных приставов в России

Законопроект о частных судебных приставах внесут весной

В России появятся частные судебные приставы-исполнители, которые будут действовать параллельно с государственными. Соответствующий законопроект, вносящий изменения в законы "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах", будет внесен в Госдуму в весеннюю сессию, после согласования во всех заинтересованных ведомствах. Он подготовлен рабочей группой при Минюсте под руководством бывшего замминистра Владимира Зубрина.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, введение института частных судебных приставов необходимо для повышения эффективности системы правосудия. Нынешнее исполнительное производство признается неэффективным. Так, по данным на 2012 год, доля оконченных фактическим исполнением производств в системе Федеральной службы судебных приставов (ФССП) составляет менее половины (45,4%), а по суммам отношение взысканной задолженности к подлежащей взысканию составляет 18,5%. Остаток невзысканных сумм достигает 2 трлн рублей. При этом, как указано в документе, максимально эффективно исполняются документы, связанные со взысканием налоговых платежей и штрафов, а взыскание в интересах граждан и организаций осуществляется менее успешно.

- Причинами низкой эффективности исполнительного производства является большая нагрузка на ФССП в целом и на отдельных приставов-исполнителей в частности (на каждого из них приходится более 2 тыс. исполнительных производств), - считает гендиректор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин.

В целях повышения эффективности правосудия законопроект предусматривает введение института частных судебных приставов-исполнителей параллельно с государственной системой исполнения судебных решений.

Взыскателям (гражданам и организациям) будет предоставляться право выбора варианта исполнения решения суда - через государственных или частных приставов. Объем полномочий у государственных и частных приставов будет одинаковым. Но вооружены частники не будут.

Согласно законопроекту, частным судебным приставом может быть гражданин, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, прошедший непрерывную стажировку у частного судебного пристава-исполнителя в течение шести месяцев, сдавший квалификационный экзамен и получивший лицензию на право занятия деятельностью по исполнению исполнительных документов. Частным судебным приставом-исполнителем не может выступать человек, признанный в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, ранее уволенный "по отрицательным мотивам с государственной, воинской службы, из правоохранительных и специальных государственных органов, судов и органов юстиции", а также должники по исполнительному производству и лишенные лицензии государственные приставы.

В законопроекте указано, что частный судебный пристав сможет "принять все исполнительные документы, за исключением исполнительных документов о взыскании с государства и в пользу государства".

Предложенная система исполнения судебных актов, по мнению разработчиков законопроекта, позволит не только повысить эффективность исполнения судебных актов (увеличит процент исполнения судебных актов) для частных взыскателей, но и разгрузить ФССП, тем самым значительно снизятся расходы государства на содержание данного института. Также будет снижена нагрузка на судебную систему, так как большинство жалоб, поступающих в суды по поводу исполнительного производства, связано с бездействием судебных приставов-исполнителей.

Также наличие конкуренции между частными судебными приставами-исполнителями позволит ускорить модернизацию системы исполнения судебных решений, привлечь в нее дополнительные ресурсы и кадры. Возможность обращения к частным приставам-исполнителям снизит количество коррупционных преступлений в системе исполнительного производства, поскольку вместо подкупа будет возможность открытого и прозрачного дополнительного финансирования процесса розыска имущества и исполнения судебных актов, отмечается в пояснительной записке.

Частных судебных приставов объединят в систему палат по региональному принципу.

Юристы, опрошенные "Известиями", положительно восприняли новацию.

- Эффективность существующей системы принудительного исполнения крайне мала - об этом свидетельствуют низкие показатели исполнения решений судов и других органов, - утверждает юрист компании "Юков и партнеры" Рустам Батыров. - Введение института частных судебных приставов может стать действенным механизмом повышения ее качества.

По словам партнера адвокатского бюро DS Law Натальи Рясиной, плюсы введения института частных приставов налицо: это и снижение загруженности федеральной службы, и повышение эффективности исполнения судебных актов, и как следствие повышение эффективности системы правосудия в общем.

Однако юрист компании "Хренов и партнеры" Алексей Долгов отмечает, что законопроект является недоработанным и не ведет к достижению тех целей, которые обозначены в пояснительной записке. В частности, в документе говорится о снижении коррупциогенности в сфере исполнительного производства за счет возможности открытого и прозрачного дополнительного финансирования процесса розыска имущества и исполнения судебных актов. Между тем в законопроекте не установлен механизм такого финансирования, а оплату услуг частных приставов предлагается осуществлять посредством исполнительского сбора в порядке, определенном законодательством.

- В соответствии с законодательством исполнительский сбор равен 7% от суммы задолженности, взыскивается с должника только после взыскания долга и в ряде случаев взысканию не подлежит, а также может быть снижен судом, - поясняет Долгов. - Такой подход к финансированию частных приставов в корне неверен. Частный пристав должен иметь право по соглашению со взыскателем на получение вознаграждения от взыскателя за свою работу до фактического взыскания долга, независимо от взыскания долга, а также иметь право на премию в случае достижения положительного результата.

Уровень цен на услуги частного пристава должен установить рынок, считает Долгов.

- Наличие финансовой привлекательности профессии гарантирует независимость частных приставов, обеспечит наличие на соответствующих должностях квалифицированных специалистов, - указывает собеседник "Известий". - В противном случае коррупция будет процветать и в сфере частных приставов.

Батыров, в свою очередь, обращает внимание на потенциальную угрозу криминализации деятельности частных приставов-исполнителей в силу специфики и важности их статуса.

- В настоящее время споры по обжалованию действий приставов - весьма распространенное явление, а в случае введения процедуры частных приставов, наверное, неизбежны (особенно на начальном этапе) злоупотребления как в пользу кредиторов (выбивание долгов), так и в пользу должников - неправомерное изменение способа и порядка взыскания, - соглашается партнер АБ ЕПАМ Валерий Еременко.

В ФССП не ответили на запрос "Известий".

Анастасия Алексеевских

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ