10 июля 2013
Евгений Гурченко прокомментировал для «Делового Петербурга» увеличение количества споров по использованию приватизированных в 1990-2000-х годах советских брендов

Норвежская "Ромашкина Наташка"

Норвежская "Оркла" отстояла в суде права на товарный знак "Ромашкина Наташка" после трехлетнего спора с Роспатентом и группой "Объединенные кондитеры" (ОК).

Судебные разбирательства на эту тему начались в 2010 году, когда входящая в "Оркла Брэндс Россия" петербургская Фабрика имени Крупской подала заявку на регистрацию товарного знака (ТЗ) "Ромашкина Наташка". Роспатент отказал фабрике в регистрации, посчитав, что этот ТЗ сходен до степени смешения со знаками "Рот Фронта" (входит в ОК) "Ромашка" и "Ромашки".

Федеральный арбитражный суд Московского округа 28 июня признал незаконным отказ Роспатента, теперь он обязан зарегистрировать "Ромашкину".

"Сорт конфет "Ромашка" был разработан в СССР еще в довоенное время, различные производители использовали слово "Ромашка" и этикетку с изображением этого цветка. Это слово не ассоциировалось у потребителей с продукцией конкретного производителя", - считают на Фабрике имени Крупской.

Сладкое наследство

Это вторая громкая победа петербургских производителей в борьбе с ОК за товарные знаки. В июне Фабрика Крупской доказала право на ТЗ "Солнечный Кызыл-Кум": в 2009-м Роспатент отказал в этом фабрике, усмотрев сходство с "Кара-Кумом" (выпускается фабрикой "Красный Октябрь", входящей в ОК). До сих пор почти все подобные суды заканчивались в пользу "Объединенных кондитеров".

ОК в начале 2000-х оказались правообладателями подавляющего большинства сладких брендов, которые выпускались с советских времен. С середины 2000-х "Кондитеры" принялись отсуживать у производителей права на такие марки, как "Аленка", "Ласточка", "Маска", "Буревестник" и др., а также бренды, в названии которых присутствуют эти или однокоренные с ними слова. Например, Нижегородской кондитерской фабрике имени 1 Мая пришлось прекратить выпуск конфет "Ивушка", "Коровка", "Сказка" и "Раковые шейки", фабрике "Славянка" (Старый Оскол) - выпуск шоколада "Алина" и т.д.

"Оркла" нынешней весной проиграла "Кондитерам" иск ценой 200 млн рублей за "Крупскую Аленку", а в данный момент продолжает судиться с ОК по поводу бренда "Крупская ласточка". ОК оценивают свой ущерб по этому делу в 392 млн рублей. За "Крупский буревестник" ОК требует от "Орклы" 153 млн рублей.

ОК не предоставили комментария по поводу судов.

Все в суд!

Сергей Зуйков, гендиректор компании "Зуйков и Партнеры", отмечает, что за последние 5 лет число судебных споров по товарным знакам удвоилось.

Евгений Гурченко, юрист АБ ЕПАМ, объясняет это прежде всего появлением в Гражданском кодексе возможности взыскания за нарушение прав на ТЗ компенсаций в размере двукратной выручки от реализации товара. Этим вызвано и увеличение количества споров по использованию приватизированных в 1990-2000-х годах советских брендов.

Кроме того, значительная доля споров связана с серым импортом товаров в Россию, говорит Александр Филимонов, партнер адвокатского бюро DS Law. Судебные перспективы дела обычно зависят не от объективности претензий, а от веса компании. Поэтому эксперты призывают не спешить с выводами о прецедентности победы "Орклы". Ей, с ее 4,8% кондитерского рынка (данные Euromonitor International), трудно состязаться с ОК (15,6%).

У более мелких производителей шансов на победу еще меньше.

Ольга Мягченко