30 сентября 2010
Бюллетень "Рынок слияний и поглощений" информационного агентства AK&M № 152 за сентябрь 2010 года публикует комментарий Максима Распутина

Бенефициарам придется раскрыться

22 сентября Госдума приняла во втором чтении поправки в закон "О рынке ценных бумаг", обязывающие компании раскрывать, в частности, конечных бенефициаров и перекрестную структуру владения акциями.

Новая редакция законопроекта относит к существенным фактам наряду с прочими такие важные события, как появление у эмитента признаков банкротства, размещение облигаций за пределами страны, появление лиц, получивших прямой или косвенный контроль над эмитентом, получение эмитентом прямого или косвенного контроля над третьими лицами, а также годовые, ежеквартальные и промежуточные сводные бухгалтерские, консолидированные финансовые отчеты, приобретение или отчуждение голосующих акций эмитента или ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении голосующих акций эмитента, эмитентом и подконтрольными эмитенту организациями. Всего определяется 50 существенных фактов, ранее их было тринадцать.
При этом законопроект предусматривает возможность освобождения от обязанности раскрывать информацию. Так, юридическое лицо может этого не делать в случае, если акции эмитента не включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже, или если число акционеров эмитента не превышает 500. В настоящее время такие компании вынуждены платить значительные штрафы за нераскрытие информации, даже за незначительные нарушения, связанные с техническими ошибками и просрочками. Сама процедура раскрытия информации является для них чрезвычайно трудо— и финансовозатратной при том, что круг потенциальных потребителей таких сведений ничтожно мал.

«Более гибкий режим раскрытия информации непубличными компаниями — распространенная за рубежом практика, — поясняет Максим Распутин, руководитель группы корпоративной практики адвокатского бюро ЕПАМ, — поскольку серьезных причин для возложения на закрытые компании высоких издержек, связанных с раскрытием информации, нет. Это предложение разработчиков законопроекта можно поддержать».

Одним из главных положений законопроекта является определение контролирующего лица, то есть юридического или физического лица, которое имеет прямой или косвенный контроль над эмитентом, а следовательно, может влиять на его деятельность и принимаемые решения. «Установление обязанности эмитента раскрывать информацию о приобретении квази-казначейских акций — важное достижение в борьбе с часто недобросовестной практикой перекрестного владения акциями, — комментирует Максим Распутин. — Однако мы надеемся, что законодатель не остановится на этом и впоследствии установит более серьезные ограничения для подобных злоупотреблений».

БЮЛЛЕТЕНЬ «РЫНОК СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ»