21 марта 2013
Алексей Резников рассказал изданию «Forbes Украина», о том, куда будет уходить с Кипра украинский бизнес

Будет ли украинский бизнес уходить с Кипра

Кто может «перенять» у островного государства статус крупнейшего инвестора в Украину

Свой офис на Кипре инвестиционная компания Dragon Capital открыла еще в 2006 году. Кипрское подразделение позволяло компании торговать на зарубежных фондовых площадках. Когда кризис разразился в соседней Греции, в Dragon Capital решили, что держать деньги на кипрских счетах не стоит. Но после намерения кипрских властейввести единоразовый сбор с депозитов руководство инвесткомпании задумалось о том, не перевести ли офис в другую европейскую юрисдикцию.

До сих пор Кипр был основной юрисдикцией для вывода украинских денег и оформления прав собственности на украинский бизнес. За годы независимости украинский бизнес вложил в Кипр $6,5 млрд в виде прямых иностранных инвестиций, свидетельствует статистика Госстата (на 31 декабря 2012 года), обратно с него вернулось $17,3 млрд.

Германия, второй по величине инвестор в украинскую экономику, вложила в Украину втрое меньше – $6,3 млрд. Но после того как в субботу правительство Кипра огорошило всех своими планами снять налог со всех депозитов и заморозило средства на счетах, поползли серьезные опасения, что бизнес начнет сворачивать свою деятельность на Кипре.

У многих ли украинских компаний значится это в планах и куда они планируют переводить свои кипрские офисы?

Варианты замены

Даже если бы парламент Кипра решил списать часть средств с депозитов в кипрских банках, это никак не отразилось бы на финансовом состоянии группы СКМ, заявили в понедельник в этой компании. Не отразился бы этот шаг ни на бизнесе Group DF, уверяет ее финансовый директор Анна Овдиенко, ни на бизнесе «Донецкстали», сообщил собеседник в этой компании.

Что оградило компании от проблем? У многих из них юрлица на Кипре использовались лишь для структурирования бизнеса и прав собственности на него. Движение капиталов происходило через банковские счета в других, в том числе низконалоговых юрисдикциях.

Нидерланды – это Кипр №2; ситуация на острове просто подтолкнет к переносу холдингов тех, кто уже задумывался об этом раньше

Но если раньше бизнес относился к Кипру как к спокойной территории, теперь – даже  когда от идеи налога полностью отказались – такого не будет, уверен финансовый директор одной из крупных трейдинговых компаний, чей холдинг расположен на Кипре. «Мы советуем покидать Кипр как место для холдинга и для ведения операционной деятельности компаний», – говорит юрист одной из аудиторских компаний «Большой четверки», попросивший не называть его имени.

«Мои знакомые в других компаниях, столкнувшись с проблемами на Кипре в прошлые выходные, начали задумываться о том, чтобы перевести бизнес в Нидерланды», – рассказывает собеседник в трейдинговой компании. Как вариант Нидерланды рассматривают и в Dragon Capital, сообщили в инвесткомпании.

Почему Нидерланды?

Это Кипр №2. Ситуация на острове просто подтолкнет к переносу холдингов тех, кто уже задумывался об этом раньше. Нидерланды являются достойным конкурентом Кипра для создания холдинговых компаний и структурирования финансовых потоков. В этой стране столь же выгодная для украинского бизнеса, как и с Кипром, конвенция об избежании двойного налогообложения. Среди других удобных «адресов» можно рассматривать Люксембург, Австрию, Великобританию, перечисляет партнер «Делойт» Андрей Серветник.

Правда, некоторые «недостатки» у тех же Нидерландов все-таки есть. Налоговики этой страны, к примеру, строже относятся к освобождению от налога на прибыль дивидендов, да и сама ставка налога в стране выше, чем в островном государстве. К тому же в Нидерландах действует налог на репатриацию при выплате дохода из этого государства.

А главное – руководство Евросоюза усиливает давление на страны с низкими ставками налогообложения. Следующими под его натиском, по мнению Серветника, сдаться могут именно Нидерланды, а также Мальта и Швейцария.

Ни шагу с Кипра

Поэтому, если основной задачей работы компании на Кипре для украинского бизнеса была оптимизация налогообложения, скорее всего, уходить они будут не в другую страну ЕС, а в юрисдикции, на которые нет давления. «Скорее всего, бизнес будет искать «тихие гавани» в похожих и понятных юрисдикциях, таких как BVI (Британские Виргинские острова. – Forbes)», – предполагает партнер ЮБ ЕПАМ Алексей Резников. Там так же, как и на Кипре, есть готовые к продаже уже зарегистрированные компании (т.н. shelf companies) – а значит, на регистрацию новых компаний не нужно тратить время. Кроме того, посоревноваться за бизнес могут Панама, а также Антигуа и Барбуда, считает Резников.

Но есть холдинги, которые вопрос переезда в другую юрисдикцию – вне зависимости от ее «качеств» – даже не рассматривают. «Мы не собираемся закрывать наши кипрские компании, мы не планируем предпринимать каких-либо шагов в отношении наших финансовых ресурсов на Кипре. Компании, которые там зарегистрированы, там и останутся», – подчеркивает Овдиенко из Group DF. Не планируют предпринимать каких-либо действий в отношении кипрских подразделений и в нескольких других крупных холдингах.

Одно из основных достоинств Кипра – не только налоги, но и английское право, действующее там, и удобная инфраструктура, необходимая для обслуживания холдинговой компании. Кипр по-прежнему обеспечивает защищенность прав собственности на активы

«Одно из основных достоинств Кипра – не только налоги, но и английское право, действующее там, и удобная инфраструктура, необходимая для обслуживания холдинговой компании. Кипр по-прежнему обеспечивает защищенность прав собственности на активы», – объясняет топ-менеджер крупной металлургической компании.

Кроме того, если налог на депозиты введен не будет, то даже с учетом новой конвенции о двойном налогообложении, подписанном между Кипром и Украиной, ставки налогов в стране по-прежнему будут выгодны – хотя и не так, как раньше. «Пока действующее на Кипре налоговое законодательство выгоднее, чем в других европейских юрисдикциях, мы не будем рекомендовать клиентам покидать Кипр», – подчеркивает Андрей Серветник, партнер «Делойт». К тому же безусловное достоинство Кипра – по сравнению с теми же BVI – удобное администрирование налогов. «Тот административный груз, что есть на британских островах, нивелирует экономию, получаемую за счет более низких ставок налога, – убежден собеседник в металлургической компании. – Так что, если у компании нет счетов в кипрских банках, других рисков от работы на острове у нее нет».

С ним согласен и финансовый директор крупной компании, работающей в энергетическом секторе. «К тому же, подумайте, сколько времени займет перевод выстроенного холдинга с капиталом, скажем, $100 млн из одной юрисдикции в другую», – добавляет он.

Дарья Марчак, Елена Шкарпова