6 февраля 2011
27 января вступил в силу закон об инсайдерской информации. Будет ли он эффективен в России?

Комментирует Дарья Изотова - Адвокат АБ ЕПАМ, магистр юриспруденции (РШЧП)

Вступление в силу закона о противодействии использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, безусловно, повлечет ужесточение правил работы на российских организованных рынках, в том числе:

a) усиление контроля со стороны ФСФР и организаторов торгов за совершением операций на биржах (включая возможность доступа ФСФР к сведениям, составляющим банковскую тайну и иной закрытой информации);


b) расширение круга инсайдеров и увеличение издержек, связанных с приведением деятельности участников рынков в соответствие с требованиями закона (обязанность эмитентов и иных лиц по ведению реестра инсайдеров, раскрытию инсайдерской информации, уведомлению организаторов торгов о совершении операций, связанных с использованием инсайдерской информации и т.д.);

c) появление существенного риска привлечения нарушителей закона к ответственности за использование инсайдерской информации и манипулирование рынком.

Такими жесткими мерами законодатель пытается обеспечить формирование справедливых цен на организованных рынках. Следует отметить, что предложенные законом механизмы борьбы с использованием инсайда (административная и уголовная ответственность нарушителей) являются распространенными за рубежом и вполне соответствуют законодательным стандартам в данной области, принятым в США, Великобритании, Франции, Италии и иных развитых правопорядках.

Однако в настоящее время некоторые положения закона требуют дополнительного уточнения для обеспечения его эффективного применения. Так, несмотря на подробный перечень инсайдеров, в законе не раскрыто содержание большого числа понятий, используемых для признания лица инсайдером («эмитент», «управляющая компания», «управляющая организация», «акционерное общество» и т.д.). В частности, в законе четко не определено, будут ли признаны инсайдерами российские эмитенты ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, а также иностранные эмитенты ценных бумаг, права на которые удостоверены российскими депозитарными бумагами. Из содержания закона неясно также, будет ли признано инсайдером лицо, которое владеет голосами в высшем органе управления, акциями, долями другого лица - инсайдера опосредованно (например, через дочерние, подконтрольные организации).

Закон вступает в силу поэтапно, и основные требования к инсайдерам начнут действовать с 31.07.2011 года (через год после принятия закона). К тому же времени будут приняты акты ФСФР, которые должны существенно дополнить и уточнить регулирование в сфере контроля за использованием инсайда (Проекты Перечня инсайдерской информации и Положения о раскрытии инсайдерской информации в настоящее время опубликованы на сайте ФСФР: http://www.fcsm.ru/ru/legislation/documents/projects/index.php?id_3=6889&year_3=2010&month_3=12). Эффективность закона во многом будет зависеть также от содержания таких актов, принятых в развитие его положений.