4 февраля 2019
Рынок юридических услуг в сфере МКА | интервью Евгения Ращевского и Дмитрия Дякина для Legal Insight

Номер журнала Legal Insight посвящен итогам второго исследования в области развития международного арбитража: современные предпочтения российских пользователей международного арбитража и новые тренды. Российский рынок юридических услуг рассматривается в контексте глобальных тенденций.

ДМИТРИЙ ДЯКИН,
партнер, соруководитель судебно-арбитражной практики, АБ ЕПАМ 

О ПОПУЛЯРНОСТИ АРБИТРАЖА

Помимо вовлеченности значительного количества новых лиц в сферу третейского разбирательства растет и «околоарбитражная инфраструктура». Количество арбитражных мероприятий, журналов (теперь у нас не один, а целых три специализированных журнала о международном коммерческом арбитраже), ассоциаций зашкаливает, что в общем-то хорошо для нынешнего этапа развития рынка. Только в Москве в прошлом году состоялось более 30 различных мероприятий по арбитражу. Конкуренция за рынок между арбитражными центрами, как российскими, так и зарубежными, спровоцировала в этой сфере небывалую активность. Так, в течение одной недели в Москве почти одновременно проходили Swedish Arbitration Day и Swiss Arbitration Day. Растет количество образовательных мероприятий, а среди молодежи увлечение арбитражем приобрело массовый характер, что особенно видно на примере студенческих арбитражных конкурсов moot court, где наши команды добились серьезных успехов и завоевали авторитет в мире.

ОБ УВЕЛИЧЕНИИ СПОРОВ

Из-за конфиденциального характера арбитража и некой его элитарной закрытости четко опре-делить границы рынка сложно, но в целом он вырос. Могу судить об этом по своей практике и нашим клиентам. У нас значительно увеличилось количество дел и специалистов, занимающихся международными спорами. Сейчас над ними работает почти 30 юристов. Этот рынок и дальше будет стремительно развиваться в силу многих геополитических причин, а также в связи с растущим доверием российских пользователей к альтернативным способам разрешения споров.

О РЫНКЕ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ В СФЕРЕ МКА

На нем присутствуют российские фирмы, локальные офисы иностранных фирм и иностранные фирмы без офисов в Москве. Российские фирмы вышли за пределы исключительно отечественного рынка и стремительно продвигаются. В строгом смысле, каждый российский международный спор привязан как минимум еще к одной стране, а в большинстве случаев — даже более чем к одной. Приведу типичный пример. Мы представляем интересы крупного российского нефтехимического холдинга по контракт-ному спору по регламенту ICC, подчиненному иностранному континентальному праву одной страны с местом разбирательства другой страны против европейской компании из третьей страны. На него могут претендовать юристы как минимум еще трех стран в силу привязки к их правопорядкам. Да и нам в основном противо-стоит фирма не из России и без офиса в нашей стране, так что границы рынка постоянно раздвигаются.

О ПРИМЕНИМОМ ПРАВЕ

За последние пять лет мне часто приходилось сталкиваться с применением права как мини-мум 12–15 различных государств, так что ни английское, ни российское право нельзя назвать наиболее часто используемым. 

О ПРИВЕДЕНИИ В ИСПОЛНЕНИЕ АРБИТРАЖНЫХ РЕШЕНИЙ

В основном в арбитраже мы представляем интересы крупных российских компаний.  Рассмотрение тех дел, где мы выступали ответчиками, заканчивается выигрышем, а тех, где истцами, — тем, что иностранные ответчики в основном платят добровольно. Поэтому доля таких проектов у нас невелика.

О ПРИБЫЛЬНОСТИ

Практика МКА — одна из самых прибыльных. Во-первых, клиенты готовы платить full hourly rates ввиду эксклюзивности и важности дел. Во-вторых, в отличие от транзакционных прак-тик, где объем дела конечен и понятен, в арбитражных делах объем, как правило, определить очень трудно, поэтому в основном никто и не дает ни кэпов, ни бюджетов. К тому же многие клиенты готовы платить гонорар успеха сверх ставок. Отсюда, в общем-то, и повышенный интерес к арбитражу. Также добавлю, что прак-тика МКА не только прибыльная, но и сверхинтересная. Она требует наличия серьезных интеллектуальных и организационных навыков. И практиковать в ней — одно удовольствие.

ЕВГЕНИЙ РАЩЕВСКИЙ,
партнер, руководитель практики международных арбитражных и судебных споров АБ ЕПАМ

О ПРАКТИКЕ

Международный арбитраж с самого начала являлся одной из корневых специализаций нашего бюро. Уникальность ЕПАМ в том, что будучи российской фирмой мы много лет бок о бок с ведущими европейскими и американскими юридическими фирмами ведем крупнейшие международные проекты, в том числе сложные трансграничные, развивающиеся в нескольких юрисдикциях и форумах. Практика Санкт-Петербургского офиса складывалась при непосредственном участии нашего управляющего партнера Ильи Никифорова. В Московском офисе целенаправленное формирование практики началось примерно с 2008 г., хотя мы и до этого успешно занимались сложнейшими международными делами. Специализация практики международных споров — это, прежде всего, международный арбитраж, споры в международных судах (международное публичное право), сопровождение процессов в иностранных судах и регулятивных органах. У нас три партнера и приблизительно 30 юристов.

О СПЕЦИА ЛЬНЫХ НАВЫКАХ 

Специализация на МКА требует широкого правового и экономического кругозора, понимания логики и умения чувствовать процесс, владения передовыми процессуальными инструментами и техниками современного арбитража, в том числе специфическими для отдельных регионов (например, disclosure в странах common law), владения МЧП / conflict of laws, наличия экспертизы в сравнительном правоведении и транс-граничных спорах, специализации в какой-либо области гражданского права, способности фокусироваться на длительных проектах и, конечно, свободного владения английским языком. 

САМЫЙ СЛОЖНЫЙ И САМЫЙ ДЛИННЫЙ ПРОЦЕСС

Процесс в арбитраже занимает в среднем от полу тора до трех лет. Одним из самых сложных было недавнее дело против корпорации «Эксон» по проект у «Сахалин-1». Один из самых д ли-тельных (около восьми лет) и труднейших пока арбитражей еще идет в Индии.

ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЕПАМ И « ПРАВО.РУ» «ТРАНСГРАНИЧНЫЕ СПОРЫ»

Несмотря на то, что традиционные зарубежные форумы для споров «с российским элементом» (например, LCIA, ICC, SCC) сохраняют свою популярность, наблюдается существенный рост популярности арбитражных оговорок Сингапурского арбитражного центра (SIAC), особенно среди юристов компаний.

Ощущается позитив от реформы арбитражного законодательства, и бизнес, если есть возможность, предпочитает российские арбитражные оговорки. Вместе с тем опрошенные отметили, что российские судебные решения все еще бывают непредсказуемыми и неясными в части мотивов. Для того чтобы Россия как форум могла достойно конкурировать (например, с английским судом за крупные международные споры) требуется реформирование процедур и средств доказывания нашего гражданского процесса, в частности внедрения широкого раскрытия доказательств как «за», так и «против» позиций спорящих сторон, а также использования свидетельских показаний и допроса свидетелей по коммерческим спорам. Это то, за чем наши бизнесмены еду т в лондонский суд. По такому же пути развивается современный арбитраж, и правила российских арбитражных центров позволяют использовать эти передовые инструменты д ля доказывания по любому делу. Нужно, чтобы законодатель и судебная система поддерживали это развитие.

С полным текстом публикации можно ознакомиться по ссылке.

Опубликовано в журнале LegaL InsIght | № 01 (77) | 2019.

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ