24 мая 2016
Бюро - один из сильнейших представителей в сфере споров по интеллектуальным правам, а также сопровождения сделок, связанных с передачей интеллектуальных прав | обзор рынка юридических услуг, «Коммерсант-ДЕНЬГИ»

Подзащитный интеллект

Как выбрать профессионалов для правового сопровождения

Рынок юридических услуг по защите интеллектуальной собственности выглядит скромным, и крупных игроков на нем мало. Из-за неструктурированности предложения сложно выбрать подходящую фирму, способную удовлетворить потребности клиента в такого рода правовом сопровождении.

Доля услуг в сфере правовой защиты интеллектуальной собственности в России, по оценкам разных экспертов, составляет 5-7% от общего объема рынка юридических услуг. Для сравнения: в странах ОЭСР обычная доля IP-практик - 17-20%. В странах с большой долей высоких технологий в ВВП, таких как США или Япония, юристы по IP получают до четверти от общей выручки юридических фирм.

Лидирующие позиции на рынке принадлежат международным юридическим компаниям, таким как Baker & McKenzie, Dentons и Hogan Lovells. Они нечасто занимаются регистрацией в нашей стране патентов и почти не работают с российскими разработчиками в сфере промышленной собственности, зато обеспечивают патентную защиту своих клиентов на территории России по международным патентам.

Работы юристам хватает. По данным судебного департамента Верховного суда России, в 2015 году рассмотрен 1451 спор о защите интеллектуальной собственности. В статистику не попали патентные споры в Патентной палате -- досудебной инстанции. По сравнению с общей судебной статистикой -- за тот же период арбитражными судами рассмотрено 1 531 473 дела, это весьма немного. Но стоит учесть, что около 40% всех экономических споров -- дела, рассматриваемые в упрощенном порядке. Да и многие другие споры, например иски о взыскании, в которых должник не оспаривает факт образования кредиторской задолженности, весьма несложные. Чего не скажешь о спорах об интеллектуальных правах, где почти каждый иск -- сложный затяжной спор, в котором стороны должны проявить максимум профессионализма.

Российские юридические фирмы, такие как "Алруд", КИАП или ЕПАМ, традиционно сильны именно в спорах по интеллектуальным правам, а также в сопровождении сделок, связанных с передачей интеллектуальных прав, как в рамках обычных сделок M&A, так и непосредственно по лицензионным соглашениям. Однако, как и иностранным конкурентам, крупным российским юридическим фирмам не хватает компетенций в закреплении прав на интеллектуальную собственность и, в частности, в регистрации патентов на изобретения, промышленные образцы и полезные модели.

"Городисский и партнеры" -- единственная фирма, специализирующаяся на полном цикле защиты интеллектуальной собственности, от регистрации патентов до судебных споров и трансакций интеллектуальных прав, которая представлена в международных юридических справочниках. По отдельным направлениям практики она конкурирует как с универсальными юридическими компаниями (патентные споры, передача прав на интеллектуальную собственность), так и с многочисленными патентными бутиками или частнопрактикующими патентными поверенными, занимающимися в основном регистрацией патентов.

Вероятно, в следующем году получит международное признание "Интеллект-С", которая изначально была создана именно как специализированная юридическая фирма по защите интеллектуальной собственности, но со временем превратилась в универсальную юридическую компанию. Достаточно известна на рынке юридическая фирма Nevsky IP Law, предлагающая комплексные услуги по управлению интеллектуальной собственностью клиента.

Что касается патентных бутиков и частнопрактикующих патентных поверенных, только в Москве в этом бизнесе участвует не менее 400 юридических лиц и предпринимателей. Спектр предложений настолько широк, что клиенту, впервые столкнувшемуся с необходимостью защитить интеллектуальную собственность -- например, зарегистрировать товарный знак,-- достаточно трудно сделать осознанный выбор.

Между тем незначительные на первый взгляд неточности в формулировках заявки на патент могут поставить под угрозу результаты многолетнего труда изобретателя или команды разработчиков, ведь плохо составленный патент легко обойти. Даже относительно простые случаи, например регистрация товарного знака, при неправильно составленной заявке приведут к новым расходам, если придется вносить изменения в свидетельство или возникнет необходимость в дополнительной защите товарного знака.

Чтобы избежать лишних расходов и при этом обеспечить достаточную защиту своих прав на интеллектуальную собственность, клиентам стоит при выборе консультанта придерживаться определенных правил.

Обычно многолетнее сотрудничество клиента и консультанта позволяет юристам вникнуть в бизнес-процессы и технологические особенности производства. Поэтому, если вы удовлетворены качеством услуг вашего юридического консультанта и у него есть практика по защите интеллектуальной собственности, начните обсуждать ваши потребности именно с ним. Если такой практики у ваших постоянных юристов нет, стоит попросить их рекомендаций: к кому было бы уместно обратиться. Ответственный консультант, давая рекомендации, не будет рисковать вашим доверием, предлагая заведомо плохих экспертов.

Дальнейший отбор заключается в наведении справок и переговорах с возможными контрагентами. Как и по любым другим консультантам, к чьим услугам вы прибегаете впервые, необходимо запросить рекомендации предыдущих клиентов. Хорошо, если эти клиенты или работают в смежной с вами отрасли, или хотя бы у них возникали те же потребности, например в регистрации товарного знака. Некоторым из рекомендателей стоит позвонить и поинтересоваться, насколько гладко проходила регистрация патента, возникала ли необходимость вносить изменения в заявку на патент уже после того, как она была подана, производилась ли приостановка рассмотрения заявки. Неплохо было бы посмотреть результат работы потенциального консультанта, например патент на изобретение, и попросить другого эксперта оценить, есть ли возможность обойти патентные ограничения. Если результаты работы вашего будущего консультанта пройдут такой тест, можно обсуждать условия сотрудничества.

Максим Черниговский, Дмитрий Иванов