10 июня 2024
Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц, а также другие существенные поправки в НК РФ

На прошлой неделе (3 июня) в Государственную Думу РФ был вынесен резонансный законопроект № 639663-8, которым предусматривается введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц, а также предусматриваются и другие существенные поправки по основным федеральным налогам и специальным налоговым режимам. Рассмотрим наиболее значимые положения Законопроекта.

1.       Прогрессивная шкала по НДФЛ

1.1 Новая прогрессивная шкала НДФЛ

Пожалуй, наибольший общественный резонанс вызвали поправки в главу НДФЛ в связи с кратным увеличением налоговой нагрузки на граждан.

Законопроект предполагает введение прогрессивной шкалы налогообложения в отношении основной группы доходов физических лиц, а именно:

  • заработная плата;
  • доходы от выполнения работ, оказания услуг;
  • доход в виде нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК);
  • доходы по операциям с цифровыми финансовыми активами;
  • доходы от участия в инвестиционном товариществе;
  • доходы в виде выигрышей от участия в лотереях и т.п.;
  • прочие доходы, которые прямо не поименованы в перечне доходов, облагаемых по другим ставкам.

Перечисленные доходы будут облагаться по следующим ставкам:

  • 13% — до 2,4 миллиона руб. в год;
  • 15% — от 2,4 до 5 миллиона руб. в год;
  • 18% — от 5 до 20 миллиона руб. в год;
  • 20% — от 20 до 50 миллионов руб. в год;
  • 22% — свыше 50 миллионов руб. в год.

Указанные повышенные ставки налога будут применяться не ко всему доходу налогоплательщика, а только к той его части, которая будет превышать соответствующее пороговое значение.

Ставка 15% (13% в отношении первых 2,4 миллионов руб. дохода) будет по-прежнему применяться в отношении следующих доходов:

  • доходы от продажи имущества, а также в виде имущества, полученного в порядке дарения;
  • доходы по операциям с ценными бумагами;
  • дивиденды;
  • проценты по депозитам в банках РФ;
  • доходы в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению;
  • доходам по операциям с ценными бумагами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете.

Эта же ставка (15/13%) будет применяться в отношении той части доходов от продажи акций или долей участия, находившихся в собственности налогоплательщика более 5 лет, которая превысит 50 миллионов руб. Таким образом, льгота на долгосрочное владение (более 5 лет) акциями и долями будет применяться только в пределах первых 50 миллионов рублей дохода, полученного от реализации акций/долей.

Доходы нерезидентов от источников в РФ будут по-прежнему облагаться по ставке 30%. Как и в действующей редакции, исключение предусмотрено только в отношении доходов нерезидентов от оказания услуг/выполнения работ в российском сегменте сети Интернет, а также доходов дистанционных работников, работающих по трудовым договорам с российскими организациями.  Указанные категории сотрудников будут облагаться по тем же ставкам прогрессивной шкалы налогообложения, которая предусмотрена для основной категории доходов российских резидентов (см. выше).

1.2 Фиксированный налог с прибыли КИК

Законопроект существенно меняет условия применения льготного режима налогообложения нераспределенной прибыли КИК. Основное отличие нового порядка от действующего в настоящий момент – это уплата фиксированного налога с каждой КИК. Сейчас фиксированная сумма налога (5 миллионов руб.) уплачивается в независимости от количества КИК, а со следующего года при переходе на уплату фиксированного налога с нераспределенной прибыли КИК налогоплательщик должен будет заплатить фиксированный налога в размере 5 миллионов рублей уже с каждой КИК, в отношении которой он является контролирующим лицом.

2.       Налог на прибыль

Наряду с введением прогрессивной шкалы налогообложения в отношении доходов физических лиц, Законопроект увеличивает на 5 процентных пунктов (до 25%) базовую ставку по налогу на прибыль организаций.

На период с 2025 по 2027 году устанавливается льготная ставка в размере 5% в отношении доходов IT – компаний.

Вместе с тем, сохраняются льготная ставка (0%) на дивиденды и доходы от продажи акций/долей дочерних компаний, находившихся в собственности налогоплательщика более 5 лет, а также пониженная ставка на доходы личных фондов (15%).

Кроме того, существенно изменяется порядок применения инвестиционного налогового вычета.

3.       УСН и изменения в части лимитов и НДС

Законопроект существенно изменяет условия применения спецрежима в виде упрощенной системы налогообложения (УСН). Цель – дать возможность налогоплательщикам плавно перейти с упрощенной на общую систему налогообложения при росте доходов.

Так Законопроект предусматривает увеличение базового порога доходов с 112,5 до 337,5 млн. руб., который позволит организациям перейти на спецрежим.

Кроме того, предлагается увеличить предельную численность сотрудников до 130 человек без возможности превышения.

Предельный доход, позволяющий оставаться на УСН, планируется закрепить в размере 450 млн. рублей, а порог остаточной стоимости основных средств поднять со 150 до 200 млн. рублей (с индексацией на коэффициент-дефлятор).

Наиболее существенное изменение касается введения НДС при определенных показателях дохода. Так, налогоплательщиков, применяющих спецрежим, обяжут уплачивать НДС при доходах:

  • от 60 млн. руб. до 250 млн. руб. в год. – по ставке 5%;
  • от 250 млн. руб. до 450 млн. руб. в год – по ставке 7%.

База НДС при применении указанных пониженных ставок будет рассчитываться без применения вычетов («входной» НДС учесть не получится).

При доходах свыше 450 млн. руб. налогоплательщик утрачивает право на применение спецрежима, и НДС будет уплачиваться в общеустановленном порядке.

При этом, налогоплательщикам предоставят альтернативу в виде возможности применения обычной ставки НДС (20%) и учёта вычетов при расчёте налоговой базы. Напомним, что сейчас налогоплательщики на спецрежиме не уплачивают НДС.

Также предлагается оставить две базовые ставки 6% для режима «доход» и 15% для режима «доход минус расход», повышенные ставки для данных режимов 8% и 20% предлагается отменить.

4.       Налоговая амнистия для «дробленки»

Налоговые послабления будут применяться к налогоплательщикам, которые использовали дробление бизнеса при организации предпринимательской деятельности и добровольно отказались от него. Определения «дробление бизнеса» и «добровольный отказ от дробления бизнеса» содержатся в тексте Законопроекта.

Законопроект предлагает следующие условия послаблений:

С начала следующего года все решения по итогам камеральных и выездных проверок за 2022-2024, в рамках которых было выявлено дробление бизнеса, приостанавливаются. При этом, обжаловать данные решения можно в рамках стандартных сроков.

Налоговые доначисления по проверкам за данный период, а также пени и штрафы будут списаны при соблюдении следующих условий:

1)      Если при проведении выездных проверок за 2025-2026. налоговые органы не найдут признаки дробления.

  • То есть, налогоплательщик в 2022-2024 применял дробление бизнеса, но на 2025-2026 добровольно отказался от него. При этом, если будет выявлен только частичный отказ от дробления в 2025-2026, то налоговая обязанность за 2022-2024 также наступит в части, при этом не вполне понятно, как это будет реализовано на практике.
  • Отказ от дробления после начала проверки за 2025-2026 обеспечит освобождение от налоговой обязанности только за 2022-2023, за 2024 обязанность возникнет;

2)      Если выездная проверка за 2025-2026 в принципе не будет назначена.

  •  В этом случае списание доначислений за 2022-2024 произойдет не ранее 01.01.2030;

3)      Если налогоплательщик примет решение прекратить деятельность (реорганизация, ликвидация/закрытие ИП, банкротство).

  • При этом, если налоговый орган при проведении проверки за 2025-2026 выявит продолжение деятельности с использованием дробления с привлечением других лиц, то налог, пени и штраф за 2022-2024 будут взысканы.

В случае если решение по итогам налоговых проверок вступит в силу до 01.01.2025, то освобождение от налоговой обязанности в принципе не предусмотрено.

Материалы в Следственный комитет по проверкам 2022-2024 направляются только после вступления решений в силу.

Несмотря на в целом позитивные инициативы для налогоплательщиков, желающих «обелить» свой бизнес, на настоящий момент Законопроект не содержит достаточной детализации механизма налоговой амнистии, что затрудняет прогнозирование его практического применения.

Следует отметить, что это лишь наиболее существенная часть изменений, предусмотренных Законопроектом.

Авторы: партнер  Сергей Калинин, старший юрист Анастасия Берман

 

 

                  

 

 

 

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ

Сергей Калинин

Сергей Калинин

Москва, ОАЭ, Лимасол