Санкт-Петербург, 15 мая 2009 г. – Юрист Санкт-Петербургского адвокатского бюро ЕПАМ Ирина Степанова и управляющий партнер Илья Никифоров приняли участие в совещании рабочей группы по ревизии Гражданского кодекса Российской Федерации, проходившем на площадке Конституционного суда РФ в Санкт-Петербурге.
В мероприятии принимали участие представители системы арбитражных судов, судьи Конституционного суда, представители государственных административных и правоприменительных органов.
С сообщением и предложением по совершенствованию гражданского законодательства выступила Ирина Степанова, юристы Санкт-Петербургского адвокатского бюро ЕПАМ.
В своем выступлении Илья Никифоров сказал: «В концепции реформирования законодательства предлагается установить полный запрет для частных организаций на использование наименований России и иностранных государств (и публично-правовых образований вообще) в наименованиях. История законодательства по этому вопросу демонстрирует отсутствие какой-либо генеральной линии. Первоначально регулирование вовсе отсутствовало, потом, в начале 1990-х, был введен разрешительный порядок. В середине 2000-х годов разрешительный порядок был снова отменен. Частью 4 Гражданского Кодекса РФ (редакция от 01.02.2008 г.) был введен полный запрет. В конце 2008 г. в часть 4 ГК «по свежим следам» внесены изменения - вновь введен разрешительный порядок. И теперь вот опять запрет. Возможно, новая инициатива связана с усилением роли государственного сектора в отечественной экономике. В период экономического спада государство заинтересовано в том, чтобы устранить недобросовестных конкурентов, пытающихся мимикрировать под ассоциированные с ним институты. С другой стороны, контрагенты лиц, пытаются создать иллюзию присутствия в составе учредителей «государственного капитала», могут быть введены в заблуждение.
У Российской Федерации, как и у многих других государств, есть, помимо одного полного наименования «Российская Федерация», второе наименование – «Россия» (ср., например, полное наименование «Королевство Швеция» и сокращенное - «Швеция»). Крайность предлагаемого подхода в том, что запрет распространяется также слово «Россия» и производные от него, например, «российский». Можно ли всерьез полагать, что организация, которая называется «Российский фермер», будет конкурировать с государством или будет ассоциироваться в глазах ее контрагентов с государственным крестьянством? Думаю, нет. Точно также, гостиница, которая называется, «Итальянский дворик» или аналогичный ресторан вряд ли будут ассоциироваться с системой итальянского социального обеспечения.
Слово «Россия», как мне представляется, ассоциируется не столько с государственным аппаратом, публичной властью, сколько со страной как социумом, историко-культурной общностью, гражданским обществом.
«В отношении обозначения «Россия», российский и производных от него целесообразно оставить регулирование в виде защиты от злоупотреблений, недобросовестного манипулирования названиями коммерческих и некоммерческих организаций на долю законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции. Если недобросовестно вводятся обозначения, фирменные наименования любой организации, которые вводят контрагентов, рынок в заблуждение, с этим вполне можно бороться на основании норм о недобросовестной конкуренции. Что же касается полного наименования «Российская Федерация», то здесь необходимо оставить полный запрет или разрешительный порядок, потому что оно ассоциируется никак не со страной, с нацией, с историко-культурной общностью, а исключительно с государственным аппаратом», – считает Илья Никифоров, управляющий партнер Санкт-Петербургского адвокатского бюро ЕПАМ.
15 мая 2009
Юристы Санкт-Петербургского адвокатского бюро ЕПАМ выступили с предложениями по совершенствованию гражданского законодательства