4 июня 2021
Доверие к национальной юрисдикции как фактор развития экономики и защиты бизнеса | «Коммерсант» цитирует Викторию Бурковскую на дискуссионной сессии ПМЭФ

В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) прошла дискуссия «Доверие к национальной юрисдикции как фактор развития экономики и защиты бизнеса», организованная Ассоциацией юристов России (АЮР). Генпрокуроры России и Армении Игорь Краснов и Артур Давтян рассказали о том, как надзорные органы отстаивают права бизнесменов. А бизнес-омбудсмен Борис Титов сообщил, что его подопечные больше доверяют прокурорам, чем судам, в очередной раз призвав добавить полномочий надзорным органам.

Генпрокурор России Игорь Краснов, взяв слово, рассказал о достижениях своего ведомства, в частности, о 32 тыс. актов, оспоренных прокуратурой в пользу предпринимателей, пресечении 200 тыс. нарушений и возвращении бизнесу 37 млрд руб. по государственным и муниципальным контрактам.

«Многие проблемы решались по результатам личных приемов предпринимателей, которые в период пандемии мы не прекращали,— отметил генпрокурор Краснов.— Например, две недели назад непосредственно в ходе приема в Новосибирске один из предпринимателей получил онлайн-извещение о поступлении на его счет долгов по исполненному еще год назад муниципальному контракту. Другому сообщили об отсутствии, казалось бы, ранее непреодолимых препятствий в организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и так далее».

По словам господина Краснова, эти примеры могут даже вызвать улыбку, но «на самом деле не смешно»: «Все мы понимаем, что такие случаи далеко не единичны и невозможно решать все вопросы в ручном режиме». «Важно добиваться построения системы, гарантирующей бесперебойное соблюдение прав предпринимателей, в первую очередь посредством донастройки соответствующей законодательной базы»,— добавил он.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов начал с того, что 80% предпринимателей считают ведение бизнеса в России небезопасным, а чуть меньше, 78,6%, полагают, что законы не гарантируют им защиту от необоснованного уголовного преследования.

«Больше половины представителей бизнеса не доверяют судебным органам»,— резюмировал он. Но при этом отметил господин Титов, около 54% экспертов рынка считают, что нужно увеличить полномочия прокуратуры в уголовных процессах и при рассмотрении уголовных дел. «Здесь доверие получается»,— считает омбудсмен. Одним из главных открытий в период пандемии он считает отсутствие увеличения наносимого государству вреда при снижении количества проверок со стороны прокуратуры. Борис Титов сообщил, что ответственность за нарушения наступает для бизнеса и государства по-разному: мягкое взыскание предприниматели получают только в 20% случаев, а в 80% — штрафуются. Когда же речь идет о надзорных органах, ситуация ровно обратная.

Зампред правления Газпромбанка Елена Борисенко рассказала о важности комплаенса: «Иногда хочется принять правовой риск, все же надо делать бизнес, но наша задача, как юристов, сделать так, чтобы предприниматели его не принимали или принимали в минимальном количестве».

«Встречное движение правоохранителей, государства, бизнеса позволит сформировать среду, в которой мы не будем видеть друг в друге опасность»,— считает госпожа Борисенко.

Ректор МГЮА Виктор Блажеев вспомнил о недоверии к судам со стороны бизнеса, о чем говорил Борис Титов. В связи с этим он считает, что в России можно создавать «национальные арбитражные центры», так как платформа для этого есть: замена создания третейских судов с заявительного порядка на разрешительный.

Партнер адвокатского бюро ЕПАМ Виктория Бурковская сообщила, что предпринимателей беспокоят не столько собственные возможные аресты в случае возбуждения уголовных дел, сколько аресты счетов компаний. «Представьте, что будет в случае ареста счетов особо опасного производства»,— сказала она, нарисовав слушателям картину: невозможность выплаты зарплат, уплаты налогов и поддержания деятельности особо опасного производства. «Несмотря на позицию государства, в регионах, особенно в Кемерово, мы видим подобные меры процессуального принуждения»,— отметила госпожа Бурковская.

Последним выступил генпрокурор Армении Артур Давтян, который рассказал о преимуществах цифровизации, как способа ускорить ведение бизнеса. Однако он заметил, что тот же процесс дает простор для преступлений с использованием технических средств. «Многим предпринимателям это наносит вред»,— подчеркнул он и завершил свою речь сообщением о взаимодействии правоохранительных органов России и Армении в сфере расследования киберпреступлений.

Олег Дилимбетов, Санкт-Петербург, https://www.kommersant.ru/amp/4847064

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ