15 апреля 2022
Законопроект о внешней администрации в иностранных компаниях

12 апреля 2022 года на рассмотрение Государственной Думы внесен законопроект № 104796-8 о внешнем управлении в компаниях с иностранным участием, которые намерены приостановить или прекратить свою деятельность в России (далее – Законопроект).

В чем суть Законопроекта?

По решению суда в компаниях с иностранным участием, которые намерены приостановить или прекратить свою деятельность в России, может быть введена внешняя администрация, которая получит акции (доли) этой компании в доверительное управление или заменит её руководителя. Задача внешней администрации – сохранить бизнес, в качестве крайней меры допускается продажа активов ушедшей компании на торгах.

Собственник в любой момент может принять решение о возвращении в Россию, продаже бизнеса или передаче доли (акций) в доверительное управление; в такой ситуации полномочия внешней администрации могут быть досрочно прекращены.

Кто попадает под действие Законопроекта?

Под новое регулирование попадают компании, которые отвечают одновременно 2 критериям:

(1) доля участия лиц из недружественных государств (страны ЕС, США, Великобритания и т.д.) в этих компаниях составляет ≥ 25% либо такие компании фактически контролируются лицами из недружественных государств,

(2) компании имеют существенное значение для стабильности российской экономики и защиты прав граждан, а именно являются:

(а) производителями товаров первой необходимости / товаров с государственным регулированием цен (например, жизненно необходимых лекарств);

(б) градообразующими предприятиями;

(в) субъектами естественных монополий или занимают доминирующее положение на рынке;

(г) единственными поставщиками и производителями продукции без российских аналогов;

(д) относятся к категории иных компаний, приостановление (прекращение) деятельности которых может привести к катастрофам и гибели людей, дестабилизации рынка или цепной реакции, которая повлечет прекращение деятельности других компаний.

В каких случаях вводится внешнее управление?

Внешняя администрация может быть введена в компанию, если она:

осталась без управления;

может или уже приостановила / прекратила свою деятельность полностью или частично: например, произошло расторжение существенных договоров, более 1/3 персонала были уведомлены о сокращении, произошло уменьшение выручки от реализации более чем на 30% за 3 месяца в сравнении с прошлогодними показателями;

создаёт угрозу экономике и людям, продолжая деятельность без введения внешней администрации;

может приостановить (прекратить) свою деятельность без поддержки из государственного бюджета.

Кто принимает решение о введении внешней администрации?

Решение о введении внешней администрации принимает межведомственная комиссия при Минэкономразвития России (далее – Межведомственная комиссия) по инициативе федеральных органов исполнителей власти (министерств, служб, агентств) или главы региона, в котором находится компания. На основании решения Межведомственной комиссии ФНС России обращается в Арбитражный суд города Москвы.

Суд рассматривает заявление ФНС России в ускоренном порядке с упрощенным порядком извещения иностранных участников спора – по последнему известному адресу в России, по телефону или электронной почте; если таких сведений нет, то иностранное лицо считается извещенным, если информация о судебном заседании размещена на официальном сайте суда. Судебный акт о введении внешней администрации исполняется немедленно.

В качестве внешней администрации может быть утвержден ВЭБ.РФ или другая организация, которую определит Межведомственная комиссия. Срок полномочий – до 18 месяцев, которые могут быть продлены.

Как будет работать внешняя администрация?

В Законопроекте прописаны 2 механизма работы внешней администрации:

(1) она получает доли (акции) в доверительное управление с запретом на их отчуждение и голосование по вопросам ликвидации / реорганизации юридического лица / изменения уставного капитала, при этом руководство Компании не меняется;

(2) к внешней администрации переходят полномочия руководителя компании, полномочия других органов управления приостанавливаются, права собственников ограничиваются: они не могут распределять прибыль, требовать выкупа своей доли, одобрять крупные сделки и сделки с заинтересованностью, погашение долгов по займам перед иностранными собственниками из недружественных государств приостанавливается.

Межведомственная комиссия по заявлению внешней администрации, к которой перешли полномочия руководителя, может принять решение о замещении активов компании - выделении нового общества и продажи его долей на торгах. В этом случае внешняя администрация проводит реорганизацию компании в форме выделения и торги по продаже акций (долей) «выделенного» общества, а сама компания ликвидируется или в отношении неё начинается процедура банкротства.

Как предотвратить введение внешней администрации или досрочно прекратить ее полномочия?

Суд может отказать в введении внешней администрации, если до судебного заседания руководитель компании или владелец более 50% доли (акций) примет на себя обязательства по (а) возобновлению деятельности юридического лица, (б) продаже или передаче акций в доверительное управление лицам, которые не связаны с недружественными государствами.

Если внешняя администрация введена, владелец ≥ 50% доли (акций) может обратиться в Межведомственную комиссию с заявлением о досрочном прекращении её полномочий взамен на исполнение одного из перечисленных выше обязательств. Межведомственная комиссия досрочно прекращает полномочия внешней администрации, если заявитель представит доказательства реальности своих намерений. Если собственник не исполняет свои обязательства, внешняя администрация возвращается в компанию.

Что делать иностранным компаниям, которые рискуют попасть под действие закона?

Следить за принятием Законопроекта и его итоговыми формулировками.

Публичные заявления о прекращении (приостановлении) деятельности в России делать с учетом рисков Законопроекта.

Исключить ситуации массовых сокращений сотрудников.

Держать в уме все риски расторжения контрактов с контрагентами, даже если условия договора позволяют отказаться от него в одностороннем порядке.

Вести коммуникацию с надзорными органами, не уходить «в тень», исполнять свои обязательства перед сотрудниками и контрагентами.

Авторы: партнер Денис Архипов, советник Денис Голубев, юрист Денис Казаков

 

Данный материал подготовлен исключительно в информационных и/или образовательных целях и не является юридической консультацией или заключением. ЕПАМ, его руководство, адвокаты и сотрудники не могут гарантировать применимость такой информации для Ваших целей и не несут ответственности за Ваши решения и связанные с ними возможные прямые или косвенные потери и/или ущерб, возникшие в результате использования содержащейся в данных материалах информации или какой-либо ее части.

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ