7 апреля 2022 года для рассмотрения в Государственную Думу РФ был внесён законопроект № 102053-8[1], предусматривающий внесение изменений в Уголовный Кодекс РФ, устанавливающих ответственность за исполнение санкций, принятых в отношении Российской Федерации, внутри страны.
В рамках данного законопроекта предлагается дополнить квалифицирующим признаком ч. 2 ст. 201 УК РФ, предусматривающую ответственность за злоупотребление полномочиями. В настоящее время диспозиция нового состава преступления сформулирована следующим образом:
Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства и совершено в целях исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера против Российской Федерации.
Санкцию за совершение данного преступления предложено применять уже существующуюв ч. 2 ст. 201 УК РФ, а именно наказание в виде:
- Штрафа в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового,
- Принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,
- Лишения свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Таким образом, данное преступление попадает в категорию тяжких с возможностью применения десятилетнего срока давности привлечения к ответственности.
По мнению авторов законопроекта, введение и соблюдение санкций – это ответственность тех государств и союзов, которые их налагают. В пояснительной записке указано, что внутри Российской Федерации недопустимо ограничивать права и свободы лиц применением указанных санкций и поэтому должностных лиц, совершающих такие действия, следует привлекать к уголовной ответственности. Таким образом, злоупотребление полномочиями, совершенное в целях исполнения мер ограничительного характера против Российской Федерации, приравнивается к злоупотреблению, повлекшему тяжкие последствия. Более того, к данному составу не будет применяться возможная предпринимательская амнистия, которая в настоящее время также находится в статусе проекта (№ 88312-8 и № 88350-8) и предполагает освобождение от наказания, среди прочего, только по ч.1 ст. 201 УК РФ.
В первую очередь на данную новеллу следует обратить внимание компаниям, являющимся филиалами/подразделениями иностранных юридических лиц; компаниям, получающим необходимые материалы и комплектующие из-за рубежа, а также находящимся в иной степени зависимости от иностранцев.
Авторы: Андрей ТУЗОВ, советник, руководитель уголовно-правовой практики в Санкт-Петербурге
Светлана ЖЕЛУДКОВА, юрист уголовно-правовой практики
Данный материал подготовлен исключительно в информационных и/или образовательных целях и не является юридической консультацией или заключением. ЕПАМ, его руководство, адвокаты и сотрудники не могут гарантировать применимость такой информации для Ваших целей и не несут ответственности за Ваши решения и связанные с ними возможные прямые или косвенные потери и/или ущерб, возникшие в результате использования содержащейся в данных материалах информации или какой-либо ее части.