20 февраля 2015
EPAM Legal Highlights: Контролируемые иностранные компании: новый подход к определению налогового статуса физических лиц

Что произошло

16 января 2015 года Федеральной налоговой службой выпущено письмо (№ ОА-3-17/87@), из которого следует, что нахождение физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (стандартное правило определения налогового резидентства для физических лиц) не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации. Разъяснения выпущены в связи с вступлением в силу с 1 января 2015 года правил налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК), а вопрос налогового резидентства рассматривается в письме в контексте обязанности налоговых резидентов РФ уведомлять об участии в иностранных компаниях. Можно предположить, что данное разъяснение стало реакцией ведомства на идею утраты статуса налогового резидента РФ, как наиболее очевидный способ решения проблемы применения правил КИК.  

Ключевые положения

В своих разъяснениях ФНС РФ ссылается на положения международных соглашений об избежании двойного налогообложения, из которых, по мнению ведомства, следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента РФ, если оно располагает в РФ постоянным жилищем либо имеет там центр жизненных интересов. Наличие постоянного жилища подтверждается наличием права собственности на объект жилой недвижимости либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в таком объекте. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы.

Следует отметить, что предлагаемый подход противоречит действующим в настоящее время в России правилам определения налогового резидентства, которые в качестве единственного критерия налогового резидентства устанавливают длительность пребывания на территории РФ не менее 183 дней. ФНС РФ не учитывает, что положения международных соглашений об избежании двойного налогообложения не устанавливают правила определения налогового статуса, но рассчитаны на применение только в случае конфликта резидентства, т.е. когда две юрисдикции, основываясь на установленных национальным законодательством правилах, одновременно считают лицо своим налоговым резидентом. Это с очевидностью следует как из самих соглашений об избежании двойного налогообложения, так из комментариев ОЭСР к модельной конвенции, на базе которой заключено большинство российских соглашений об избежании двойного налогообложения. Предложенная ведомством интерпретация положений налоговых соглашений может привести к далеко идущим последствиям, т.к. многие соглашения об избежании двойного налогообложения в качестве критерия определения статуса налогового резидента для целей разрешения конфликта резидентства устанавливают гражданство. Подход ФНС РФ, таким образом, предполагает, что наличие гражданства РФ может быть основанием для признания лица налоговым резидентом России (такая жесткая налоговая привязка используется только США).  

Чего ожидать

Несмотря на то, что позиция ведомства является спорной, можно ожидать, что разъяснения будут применяться ведомством на практике. Оценить изменение подхода ведомства на практике можно будет, в том числе, при запросе подтверждения резидентства в случае, когда по данным самого налогоплательщика он находился в РФ менее 183 дней. В ответ на подобный запрос регулятор может выдать подтверждение статуса резидента со ссылкой на изложенные критерии. Остается неясным вопрос о том, как в этом случае (на практике) будет устанавливаться центр жизненных интересов.

В связи с появлением подобной позиции не стоит исключать, что действующие правила определения налогового статуса физических лиц могут быть изменены. Кроме того, все стратегии в рамках новых правил КИК, в основе которых лежит идея утраты российского налогового резидентства, должны быть еще раз тщательно взвешены в контексте позиции ведомства.