1 августа 2018
Минфин хочет освободить бизнес от штрафов за невозврат валютной выручки | комментарии Сергея Калинина для «Ведомости»

Минфин хочет освободить бизнес от штрафов за невозврат валютной выручки
Но воспользоваться такой возможностью смогут не все 

Смягчение валютного контроля за бизнесом чиновники обсуждают уже несколько лет. Весной 2017 г. с такой просьбой экспортеры обратились к президенту Владимиру Путину, который поручил освободить их от оформления паспортов сделок и снизить штрафы за невозврат выручки в Россию.

Спустя год первыми смягчения контроля дождался бизнес, попавший под санкции. Ему возвращать валютную выручку в Россию больше не нужно. А для остальных компаний чиновники согласились смягчить наказание, следует из правительственных поправок, внесенных в Госдуму. Если компания вернула выручку за 30 дней после закрытия контракта, штраф платить не нужно, а сам штраф снижается с 75–100 до 5–30%, следует из проекта. Предложения согласованы, говорил замминистра финансов Алексей Моисеев (его цитирует «Интерфакс»).

Но некоторые экспортеры могут полностью освободиться от наказания, сообщил «Интерфакс» и подтвердил «Ведомостям» представитель Минфина. Законопроект вводит понятие «профессиональный участник внешнеэкономической деятельности». Для компаний из такого перечня максимальным наказанием за невозврат выручки будет предупреждение, рассказывает представитель Минфина. Критерии отбора компаний будут утверждены правительством после принятия поправок. Ими могут стать прибыль компании, выплаченные ею налоги, сколько она работает экспортером или импортером, отсутствие нарушений, перечисляет федеральный чиновник. Предложения продлить льготный период без штрафа с 30 до 90 или 180 дней не обсуждаются, уточняет представитель Минфина. Минэкономразвития «концептуально поддерживает» законопроект, говорит представитель министерства. Его коллега из ФНС переадресовал вопросы в Минфин. Представители ФТС и ЦБ не ответили на запросы «Ведомостей». Но в мае зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин говорил, что регулятор против полной отмены репатриации валютной выручки.

Обязанность возвращать выручку в Россию экспортеры называют одной из самых больших проблем для бизнеса. Сейчас штраф составляет 1/150 ставки ЦБ (7,25%) от неполученной суммы за день просрочки, т. е. около 0,05%. Если же деньги вообще не поступили на счет, штраф может быть 75–100% суммы. На практике компании сталкиваются с такими штрафами даже при просто нарушении срока возврата выручки, жаловались юристы. Экспортеров штрафуют за любые нарушения сроков, хотя часто виноват контрагент-нерезидент, а российская компания повлиять на ситуацию не может, признают и авторы законопроекта. «Нужно заканчивать с этой историей с обязательной репатриацией валютной выручки», – говорил Моисеев.

Отменить контроль для всего бизнеса – слишком смелый шаг, правительству сначала нужно прощупать почву, считает партнер «Пепеляев групп» Иван Хаменушко. Хотя аргументы против отмены контроля, как правило, сводятся к тому, что отмена репатриации создаст возможность вывода средств из страны, данных о том, насколько норма препятствует этому, нет, указывает директор группы по оказанию юруслуг банкам и финансовым институтам PwC Legal Ксения Грицепанова. Не способствует обязанность репатриировать валютную выручку и сбору налогов, говорит Хаменушко.

Зато строгий контроль бьет по добросовестным экспортерам, отмечает Грицепанова: они и так пострадали от действий контрагента за рубежом, а в России еще раз пострадают от валютного контроля. Инструмент давно устарел, бизнес ждет, когда наконец его полностью отменят, подтверждает руководитель налоговой практики ЕПАМ Сергей Калинин.

Но если отменять штрафы, нужно отменить и обязанность репатриировать выручку, считает Хаменушко, компании будут нарушать ее, если никаких санкций нет. Без штрафов высоки риски, что никто не будет соблюдать неудобную норму, согласен Калинин. А если и отменять контроль, то для всего бизнеса, иначе будет нарушен принцип равенства, предупреждает Хаменушко.

Автор - Анна Холявко / Ведомости

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ

Сергей Калинин

Сергей Калинин

Москва, ОАЭ, Лимасол