20 июля 2016
Спрос на право и диспозитивность регулирования: экономический анализ права | статья Дмитрия Степанова, «Вестник экономического правосудия»

В настоящей статье с позиций течения «право и экономика» предлагается рассматривать право как благо, подчиняющееся законам спроса и предложения.

Автор анализирует взаимодействие между участниками оборота, использующими национальное право, и теми, кто его производит (законодатели, судьи, ученые-правоведы), как связь по модели «спрос — предложение», при этом диспозитивность или отсутствие излишней зарегулированности вкупе с эффективной судебной защитой оказываются ключевым фактором, предопределяющим спрос на право. Право, по мысли автора, как всякое публичное благо, всегда производится не в том объеме, как оно реально нужно обороту, а в значительно меньшем, т.е. спрос на право всегда выше, чем его предложение. В ответ на недопроизводство права участники оборота могут не только покорно взирать на текущую ситуацию, но также в силу некоторой эластичности спроса на формализованное право находить ему альтернативы: от ухода в сторону неправовых, главных образом коррупционных, построений до сворачивания деловой и иной активности, подлежащей регламентации правом, или обращения к иностранному праву как субституту национального права. Подобные альтернативные практики порождают издержки не только для участников оборота, но и для национальных правительств, в конечном счете сокращая значимость национального суверенитета. Обращение участников оборота к иностранному праву также подчиняется экономической логике теории сравнительных преимуществ, причем чем дальше, тем больше растет разрыв между предложением права продвинутыми правопорядками и аутсайдерами. Спрос на право в любом случае будет удовлетворен, вопрос — какой ценой, какими средствами и в какой юрисдикции.

Ключевые слова: спрос на право, диспозитивность, регулирование, экономический анализ права, безвозвратные потери, корректирующие налоги, конкуренция правопорядков

С подробным обзором статьи можно ознакомиться по ссылке.

 

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ