4 сентября 2015
EPAM Legal Highlights: Ужесточение правил инвестирования пенсионных накоплений в ипотечные сертификаты участия

Что произошло

Банком России опубликован проект Указания о внесении изменений в Положение Банка России № 451-П[1]. Согласно пояснительной записке к этому проекту, Указание должно вступить в силу в декабре 2015 года.

В случае его принятия Указание:

  • отменит лимит на инвестирование пенсионных накоплений в облигации с ипотечным покрытием и
  • существенно ограничит возможности по инвестированию пенсионных накоплений в ипотечные сертификаты участия (далее - «ИСУ»).

Напомним, что это уже не первая инициатива Банка России установить жесткие правила для инвестирования средств пенсионных накоплений в ИСУ на фоне сомнительных схем с использованием ИСУ, которые применяло ОАО «Банк Российский Кредит». Первая попытка была предпринята регулятором еще в мае 2015 года  (подробнее в предыдущем выпуске ЕРАМ Legal Highlights).

Налицо тенденция и осознанная политика регулятора, стимулирующая выпуск облигаций с ипотечным покрытием как достаточно надежного инструмента инвестирования средств институциональных инвесторов и с другой стороны  заставляющая задуматься о целесообразности выпуска ИСУ как более рискованного инструмента.

Ключевые изменения

Проект Указания предусматривает отмену действующего лимита на инвестирование пенсионных накоплений в ипотечные ценные бумаги в 40% инвестиционного портфеля. При этом с учетом описанных ниже ограничений на инвестирование пенсионных накоплений в ИСУ в реальности отмена этого лимита затронет только облигации с ипотечным покрытием, соответствующие требованиям нескольких пунктов Положения (пп. 1.4.1., 1.4.3., 1.4.4. и, для «свежих» выпусков, 1.4.7).

Кроме того, проект Указания предполагает, что с даты вступления Указания в силу НПФ смогут инвестировать пенсионные накопления только в такие ИСУ, в ипотечное покрытие которых входят исключительно денежные средства или права требования, обеспеченные залогом объектов недвижимости. При этом договор на проведение оценки объектов недвижимости, залогом которых обеспечены права требования, входящие в состав ипотечного покрытия, должен быть заключен с юридическим лицом, которое, на дату оценки, заключало договоры на проведение оценки объектов недвижимости ежегодно в течение последних 10 лет и выручка за последний отчетный год которого от договоров на проведение оценки объектов недвижимости составляет не менее 100 млн. руб.

Таким образом, размещение пенсионных накоплений НПФ в ИСУ, ипотечное покрытие которых включает в себя недвижимое имущество и другие ИСУ, удостоверяющие долю в праве общей собственности на другое ипотечное покрытие, может быть запрещено.

Далее, согласно проекту Указания совокупный объем вложений пенсионных накоплений (i) в любые разрешенные ИСУ, а также (ii) в облигации с рейтингом ниже уровня, установленного Советом директоров Банка России, и (iii) в облигации эмитента-концессионера без рейтинга должен составлять не более 10% инвестиционного портфеля. При этом сделки по приобретению указанных ценных бумаг могут совершать только НПФ - участники системы гарантирования прав застрахованных лиц.

Заметим, что в настоящее время допускается инвестирование средств НПФ в облигации, которым присвоен хотя бы один из приведенных ниже рейтингов долгосрочной кредитоспособности:

  • не ниже уровня «А++» по национальной шкале по классификации «Эксперт РА»; либо
  • не ниже уровня «B+» по обязательствам в иностранной валюте или уровня «BB-» - по обязательствам в национальной валюте по классификации Standard & Poor’s; либо
  • не ниже уровня «BB-» по классификации Fitch-Ratings; либо
  • не ниже уровня «B1» по классификации Moody’s Investors Service.

При системном толковании норм Положения и проекта Указания, можно предположить, что НПФ все равно не смогут приобретать облигации, выпущенные начиная с 9 февраля 2015 г. и имеющие рейтинг ниже уровня, установленного Советом директоров Банка России. Указанные послабления, соответственно, должны быть применимы только к облигациям, выпущенным  до 9 февраля 2015 г. При этом полагаем,  что такие облигации с «пониженным» рейтингом всё равно должны соответствовать хотя бы одному из критериев, указанных в п. 1.4.1. Положения (например, находиться в котировальном списке высшего уровня или быть обеспеченными поручительством юридического лица, которое имеет необходимый рейтинг). В любом случае, как отмечено выше, инвестирование пенсионных накоплений в такие облигации будет ограничено лимитом в 10% инвестиционного портфеля. Нельзя исключить, что Банк России отдельно установит в целях этой новой нормы Положения специальный уровень рейтинга облигаций.

Что касается лимита на инвестирование пенсионных накоплений в облигации эмитента-концессионера, если установленного рейтинга не имеют ни сами такие облигации, ни их эмитент, ни поручитель / гарант по ним, то налицо предложение его существенно понизить: если в настоящее время в такие облигации можно инвестировать до 25% инвестиционного портфеля, то в случае принятия рассматриваемого акта – не более 10% (и это с учетом разрешенных ИСУ и облигаций с недостаточным рейтингом).

Наши рекомендации

В случае принятия проекта Указания, рекомендуем учитывать его содержание при формировании инвестиционных портфелей НПФ, а также при структурировании сделок, направленных на привлечение средств НПФ (в том числе, сделок по секьюритизации финансовых активов и сделок проектного финансирования).



[1] Проект Указания Банка России «О внесении изменений в Положение Банка России от 25 декабря 2014 года № 451-П «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, дополнительных требований к кредитным организациям, в которых размещаются средства пенсионных накоплений и накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, а также дополнительных требований, которые управляющие компании обязаны соблюдать в период действия договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений» (далее – «Положение»).

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ