12 мая 2006
В газете «Коммерсантъ-Daily» опубликован комментарий старшего юриста АБ ЕПАМ Игоря Серебрякова в связи с увеличениемсрока давности для налоговых штрафов

Коммерсантъ. Издательский дом

Арбитражный суд увеличивает срок давности для налоговых штрафов

налоговое администрирование

Сегодня президиум Высшего арбитражного суда обсудит проект постановления пленума о сроках взыскания налоговых штрафов. Предлагается разрешить налоговым органам взыскивать без суда небольшие суммы штрафов в течение трех лет, а не 60 дней, как разъяснил месяц назад Минфин. Сегодня же в Госдуме состоится обсуждение поправок в Налоговый кодекс об отказе от внесудебного порядка взыскания налоговых санкций в пользу досудебного, принятого почти во всех странах.

В Высшем арбитражном суде подготовлен проект постановления пленума, разъясняющего порядок внесудебного взыскания налоговых санкций. Поправки в Налоговый кодекс, действующие с 1 января этого года, разрешили налоговикам взыскивать без суда штрафы до 50 тыс. руб. с организаций и до 5 тыс. руб. с индивидуальных предпринимателей. Налоговый кодекс при этом не определил, в течение какого времени налоговики могут это делать. Восполнить пробел попытался Минфин, который в письме от 12 апреля сослался на ст. 46 Налогового кодекса. Эта статья отводит налоговикам для предъявления требований 60 дней с момента нарушения, после чего их решения считаются недействительными и взыскивать налоги либо штрафы они могут только через суд. Высший арбитражный суд, однако, занял другую позицию. В проекте постановления пленума говорится, что статьи Налогового кодекса о внесудебном взыскании налоговых санкций к ст. 46 не отсылают, поэтому действовать должен не 60-дневный срок, а общий трехлетний срок давности, установленный кодексом для привлечения к налоговой ответственности.

Опрошенные Ъ эксперты уверены, что в таком толковании Налогового кодекса заинтересованы как налоговики, так и арбитражные суды, которые давно стремятся сократить число дел на незначительные суммы. "Не сумев добиться трехлетнего срока в Минфине, налоговики стали действовать через суд, заинтересованный в снижении нагрузки",-- заявил Ъ руководитель исполкома "Деловой России" Николай Остарков.

"Налицо пробел в Налоговом кодексе, и Высший арбитражный суд предлагает восполнить его формальным путем,-- считает юрист компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Вадим Зарипов.-- Формально с таким толкованием спорить сложно, однако суд не учел, что Налоговый кодекс требует толковать неясности в законе в пользу налогоплательщика. Здесь же получается, что налоги по-прежнему будут взыскиваться без суда в течение 60 дней, а для внесудебного взыскания штрафов будут даны три года. Это подсказывает, что такое толкование ошибочно".

По мнению Николая Остаркова, постановление арбитражного суда ударит прежде всего по малому и среднему бизнесу. Президент организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Сергей Борисов убежден, что такое постановление пленума Высшего арбитражного суда только "повысит административные барьеры и ударит по конкурентоспособности малого бизнеса". "Сейчас принимать такой документ неуместно и несвоевременно,-- заявил Ъ господин Борисов.-- Правила о внесудебном взыскании штрафов только начали действовать, и практику еще никто не успел проанализировать".

Адвокаты между тем видят угрозу и для крупного бизнеса. "Суммы штрафов для крупных компаний не страшные, но угроза их взыскания в течение трех лет создаст совершенно излишнюю напряженность,-- пояснил старший юрист адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Игорь Серебряков.-- Внесудебный порядок взыскания штрафов направлен на быстрое урегулирование споров, а теперь налоговый инспектор получит мощное оружие воздействия на любую, в первую очередь крупную компанию".

Николай Остарков подчеркивает, что проект постановления не соответствует общему принципу Налогового кодекса о взыскании штрафов в судебном порядке. "Сами эти штрафы были исключением из общего судебного порядка,-- напомнил он.-- Однако опыт показывает, что небольшие уступки и компромиссы с налоговыми органами, ужесточающие налоговый режим, приводят к тому, что налоговики начинают развивать свой успех в этом направлении". Эксперт опасается, что малые исключения могут обернуться выходом за рамки правового поля.

Такие опасения разделяют депутаты Госдумы. Сегодня в налоговом подкомитете пройдет обсуждение поправок к законопроекту о налоговом администрировании, внесенному правительством и подготавливаемому ко второму чтению. Среди прочего депутаты предлагают вообще отказаться от внесудебного порядка взыскания налоговых санкций, заменив его досудебной процедурой, действующей во всех развитых странах. Предлагается, что налогоплательщик сможет обжаловать решение налогового органа о взыскании недоимки, пеней и штрафов вначале в вышестоящую инстанцию, а потом в суд. На время рассмотрения жалобы все взыскания приостанавливаются. Тем самым снимаются сразу две проблемы: существование пороговых сумм и различия в сроках предъявления требований.

Зарубежный опыт свидетельствует, что такой порядок не ущемляет прав налогоплательщиков и при этом очень эффективно разгружает суды. В Германии, например, из 2 млн требований, ежегодно предъявляемых налогоплательщикам, до финансового суда доходит около 80 тыс. А в США все споры, связанные с федеральными налогами, разрешает один федеральный суд, который справляется с ними только благодаря досудебной процедуре.

ОЛЬГА Ъ-ПЛЕШАНОВА, ВАДИМ Ъ-ВИСЛОГУЗОВ