5 сентября 2012
Тарас Кислый комментирует для «Экономических известий» возможность спора за торговый знак мобильного оператора МТС

Рейдеры покушаются на торговый знак МТС

Компания ООО МТС обратилась с иском в суд на ОАО МТС, Москва, с целью оспорить использование последней торгового знака МТС. За подателем стоит известный симферопольский бизнесмен Лев Миримский. Цена вопроса для предпринимателя может составить несколько сотен тысяч долларов, если москвичи уступят.

Шантаж московской компании МТС в ходе судебных слушаний может принести крымскому бизнесмену немалые деньги, если он заручится сильными связями в судебных инстанциях. Эксперты считают, что начало переговоров о прекращении тяжб может стартовать не менее чем с сотни тысяч долларов и достичь миллиона, учитывая масштабы компании-мобильщика. Но это в том случае, если ответчик согласится на требования рейдера.

Бизнес на словах

В том, что «захватчик» намерен продать торговый знак его владельцу, никто из опрошенных экспертов не сомневается. Да и сами мобильщики допускают такую мысль. «Мы расцениваем данный иск как попытку отдельных влиятельных лиц поживиться за счет сильного бренда, что особенно актуально в ситуации предвыборной гонки в Украине»,— рассказали «і» в «МТС Украина».

В материнском ОАО МТС, Россия, сообщили о том, что намерены отстаивать свои интересы в суде. «Компания действует строго в рамках международного и украинского законодательства и на законных правах использует в Украине товарные знаки, имеющие международную регистрацию»,— говорится в сообщении компании.

Там уповают на успех потому, что фирменное название МТС было зарегистрировано еще в 1993 г. сразу после образования ОАО. А симферопольское ООО МТС, дескать, имеет более поздние корни — зарегистрировано в 2001 г. Кроме того, как отмечают в отечественном офисе МТС, ООО не имеет никакого отношения к услугам мобильной связи и прекратило свою деятельность как налогоплательщик еще в 2009 г.

Опрошенные «і» эксперты в области юриспруденции отмечают, что и крупный, и мелкий бизнес достаточно часто сталкивается с посягательствами на интеллектуальную собственность. Особенно актуальна эта проблема на наших просторах для западных компаний, представляющих известные бренды.

Они как огня боятся украинских «справедливых» судов, решающих вопросы, как правило, в пользу «нужных» людей. Ввязавшаяся в тяжбы пострадавшая сторона со временем часто идет на уступки. К такому шагу их подталкивает здравый расчет: судебные разбирательства длятся долго, в итоге им предлагают «отступные», за которые истец обещает прекратить весь этот кошмар. Нередко действительно дешевле заплатить вымогателям, чем годами финансировать услуги квалифицированных юристов.

Суммы при этом всплывают разные: от десятков до сотен тысяч долларов и даже миллионы.

Старая схема

Для некоторых субъектов такие тяжбы уже являются своего рода предпринимательским промыслом. Они, как правило, отрабатывают следующую схему. Через органы, патентующие авторские права, торговые марки и изобретения, они узнают о выходе известной фирмы на рынок и опережают ее с регистрацией прав на продукцию.

После того как компания приходит на рынок, ее уже ожидает иск в суд о посягательстве на торговую марку или бренд. И тут начинаются разбирательства. Сначала ответчик активно сопротивляется, что понятно — правда на его стороне. Но вскоре понимает, что дешевле заплатить. Но есть и такие компании, которые годами пытаются отстоять свое право на интеллектуальную собственность в судебных инстанциях.

В России в лихие девяностые годы прошлого века таких случаев было достаточно, чтобы заговорить о криминальной тенденции, а потери транснациональных компаний на рынках СНГ тогда исчислялись миллионами долларов.

В деле с МТС рейдеры припозднились с претензиями, что свидетельствует не в их пользу, считает Тарас Кислый, советник, руководитель IP/TMT практики Юридического бюро ЕПАМ. «Учитывая обстоятельства дела, по нашему мнению, правовые основания для нападения на бренд МТС отсутствуют. Наличие местной неизвестной компании ООО МТС не является основанием для оспаривания более поздних регистраций торговых марок МТС»,— считает эксперт. Он полагает, что, скорее всего, истец пропустил сроки давности для обжалования регистрации ТМ «МТС».

По словам адвоката Правовой группы «Павленко и Побережнюк» Маркияна Галабала, с необходимостью защиты права на бренд уже сталкивались обладатели таких известных знаков, как ROLEX, LEXUS, YAMAHA, «Олейна», FORBES. Эксперт полагает, что отечественное законодательство предоставляет достаточный арсенал средств для борьбы с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности.