3 декабря 2013
Сергей Гребенюк прокомментировал для «Инвестгазеты» законопроект о легализации доходов физических и юридических лиц в Украине

Условия сдачи

В ноябре в парламенте был зарегистрирован законопроект №3509 о легализации доходов физических и юридических лиц. Его автор — регионал Григорий Смитюх — предлагает взимать символический 1% от стоимости декларируемых доходов. Причем эту стоимость граждане и юрлица будут определять самостоятельно.

Цель — уменьшить уровень тенизации украинской экономики, который, по разным оценкам, составляет от 30% до 50% ВВП. Это, в свою очередь, позволит увеличить бюджетные поступления. Согласно подсчетам автора, только уплата 1% сбора при легализации даст дополнительно 3-3,5 млрд. грн.

Несмотря на такие благие намерения, опрошенные «Инвестгазетой» эксперты сомневаются в эффективности данной меры. Причина их пессимизма — в противоречивости норм законопроекта. А также в отсутствии системных изменений правил ведения бизнеса в Украине. Поскольку узаконивание доходов, полученных «в тени» — без изменения условий и причин, которые этому способствовали, вряд ли сократит долю нелегальной экономики.

Новая амнистия «Прощение» налоговых долгов физическим и юридическим лицам будет происходить на протяжении года. За тот же срок им нужно задекларировать имеющиеся активы. К ним относятся наличные и безналичные средства в гривне и валюте, ценные бумаги, доли (паи) в имуществе юрлиц, объекты интеллектуальной собственности, движимое и недвижимое имущество. Кроме украинских накоплений, нужно сообщить об иностранных счетах и недвижимости, а также инвестициях в офшорные фирмы.

Механизм налоговой амнистии чрезвычайно прост. Предприятия или физлица должны подать декларацию о доходах в Минюст (именно в его ведении находятся госреестры, в том числе имущественных прав). При этом налоговики не будут проверять информацию ни о стоимости, ни о местонахождении объектов. Через 10 дней — при условии оплаты 1% стоимости легализуемого имущества — декларанты смогут получить свидетельство о легализации доходов. И будут без ограничений распоряжаться своей собственностью, в том числе деньгами в иностранных банках без получения разрешения Нацбанка. Другими

словами, автор проекта гарантирует, что декларантам не придется отвечать за сокрытие выведенных из тени доходов. Но уже в следующем году это имущество будет облагаться всеми налогами — как того требует украинское законодательство.

По мнению Сергея Гребенюка, советника юридического бюро ЕПАМ, главный недостаток законопроекта — противоречивый механизм легализации. Например, согласно документу, государство признает, что все декларируемые доходы — законны. Невозможно будет легализовать только доходы, полученные в результате совершения особо тяжких преступлений: против национальной безопасности, жизни и здоровья людей, от терроризма, а также в сфере оборота наркотиков. В итоге получается, что все остальные преступные способы завладения имуществом будут узаконены (в том числе незаконная приватизация и рейдерство).

Учитывая, что сделки с имуществом, совершенные до начала налоговой амнистии, не могут быть признаны недействительными, Гребенюк делает вывод, что, к примеру, даже незаконную приватизацию после нельзя будет оспорить в суде.

Кроме того, предложенный механизм «амнистии» может использоваться для умышленного уклонения от налогообложения, поскольку стоимость объекта легализации определяет сам владелец и это не подлежит проверке.

Александр Люльков, старший юрист международной юридической фирмы Magnusson, напротив, считает, что эффективность амнистии капиталов в Украине напрямую зависит от условий ведения бизнеса — качество самого законопроекта является в данном случае второстепенным. Поэтому говорить о достижении заявленной цели — снижении доли теневой экономики — не стоит. «Значительная часть бизнеса, как показывает практика общения с предпринимателями, не видит никакого смысла в декларировании того, что «и так работает», — резюмирует Ярослав Абрамов, советник практики корпоративного права, M&A международной юридической фирмы Integrites.

Свой и чужой опыт Это далеко не первая попытка провести в Украине налоговую амнистию. Еще в 2000 году президент Леонид Кучма внес законопроект о легализации доходов физлиц, а народный депутат Сергей Терехин предложил свой вариант закона «О налоговой амнистии». С тех пор подобные проекты регистрировались чуть ли не ежегодно. Менялись авторы, ставки платы за легализацию, виды амнистируемых доходов и субъекты амнистии — тот же Григорий Смитюх дважды подавал подобные законопроекты (в 2007 и 2009 годах). Если одни предлагали полное освобождение от уплаты налогов с ранее незадекларированных доходов, то другие — не применять наказания в виде штрафов, административной и уголовной ответственности, но с уплатой причитающихся налогов. Но до сих пор ни одна из этих инициатив так и не была реализована.

Тем не менее у нынешнего законопроекта или ему подобных гораздо больше шансов быть принятыми, чем у предшественников. Дело в том, что резервы увеличения налоговых выплат бизнеса практически исчерпаны. Зато в сфере налогообложения доходов физлиц есть немалый ресурс. Но для того чтобы взять все доходы физлиц «под колпак», необходимо всеобщее декларирование. Ввести которое без легализации нереально.

«Налоговая амнистия вместе с введением всеобщего обязательного декларирования доходов граждан может помочь перезапустить существующую налоговую систему в этой части», — подтверждает Павел Ходаковский, партнер адвокатского объединения Arzinger. «Перезапуск», по разным оценкам, может дополнительно дать бюджету 20-25 млрд. грн. в год, доведя долю только налога с доходов физических лиц с нынешних 16% до 20% (стр. 22). Однако, по словам Ходаковского, при проведении амнистии важно четкое понимание, для чего она проводится и какими могут быть негативные последствия. «Мировой опыт применения налоговых амнистий противоречив. Пожалуй, главное в них — взаимное уважение и доверие между государством и налогоплательщиком», — говорит эксперт, добавляя, что если этого нет, амнистия, как правило, не решает накопившихся проблем. За исключением разве что краткосрочного наполнения бюджета.

Справедливости ради стоит отметить, что в сравнении с условиями проведения налоговых амнистий в других странах нынешняя украинская инициатива весьма либеральна. Однако не факт, что в случае принятия этого закона она будет самой удачной.

По мнению Александра Люлькова, наиболее успешно амнистия капиталов была проведена в Италии (в 2001-2002 годах бюджет пополнился почти на 60 млрд. евро) и Турции (легализировано $20 млрд.). Там государство предложило низкие ставки легализации и высокие штрафы за сокрытие доходов. В то же время процессы легализации в Индии, где налоговые органы начали интересоваться происхождением средств, и в России, где условием легализации была уплата подоходного налога, вряд ли можно назвать успешными. Провалилась легализация и в Грузии. В 2005 году жители этой страны не стали показывать государству свои доходы даже при ставке платы за легализацию в 1% стоимости декларируемого имущества. За год неучтенные доходы задекларировали только восемь человек, которые заплатили всего лишь $35 тыс. вместо запланированных $4 млн. Выказав тем самым свое «доверие» власти.