24 сентября 2013
Роман Степаненко прокомментировал для «Коммерсант Украина» регулирование рынка услуг private banking в Украине

Глобальное наступление

Получение индивидуальной лицензии НБУ на осуществление валютных операций традиционно связано для физических лиц с серьезными сложностями. В начале года в НБУ упростили существующий порядок. Впрочем, это не привело к изменению правил игры, так как у большинства клиентов услуги private banking зарегистрированы структуры в различных офшорных юрисдикциях, и, соответственно, необходимые транcакции осуществляются от имени юрлица.

Движение крупных капиталов не ограничивается рамками государственных границ. Поэтому обслуживание состоятельных частных лиц так или иначе связано с проведением трансграничных валютных операций. И в этом случае клиенты private banking (PB) сталкиваются с жестким валютным контролем со стороны государства. Причем данный фактор эксперты склонны рассматривать как одно из препятствий для развития классического PB в Украине. "Из-за сложившегося правового и регуляторного поля уверенно заявлять о возможностях предложения услуг полноценного PB с общепринятым для развитых экономик содержанием в Украине все еще не приходится,-- говорит советник юридического бюро ЕПАМ Роман Степаненко.-- Поэтому развитие отдельных направлений PB происходит путем изобретения структур, которые позволяют добиться ожидаемого клиентом результата в отечественных реалиях".

Незаметная либерализация

Существующий порядок трансграничных валютных операций предполагает, что для вывода капитала за рубеж необходимо получать индивидуальную лицензию НБУ на осуществление валютных операций. Декрет Кабмина "О системе валютного регулирования и валютного контроля" (от 19 февраля 1993 года N15-93) определяет целый ряд ситуаций, в которых требуется получение отдельных разовых лицензий. В частности, без соответствующего разрешения НБУ резидент страны не имеет права открыть счет в зарубежном банке. Лицензия понадобится для приобретения акций иностранных компаний, покупки недвижимости, оплаты услуг нерезидентов или в случае кредитования в зарубежных юрисдикциях.

В начале года в НБУ решили упростить порядок получения валютных лицензий. С этой целью было принято постановление N531, которое вступило в силу 25 января 2013 года. В результате, по оценкам старшего юриста МЮГ Astapov Lawyers Максима Улистого, благодаря отмене требования о необходимости получения специального заключения органа по борьбе с организованной преступностью наиболее существенно изменились условия выдачи лицензии на размещение валютных ценностей на счетах за пределами Украины. При этом также было снято ограничение предельной суммы перевода инвалюты. "Отмена необходимости получать разрешения органов по борьбе с организованной преступностью является положительным моментом,-- говорит Максим Улистый.-- Но расценивать его следует только как оптимизацию процедуры. Ведь причастные к оргпреступности лица вряд ли обращаются за получением лицензии. В отношении предельной суммы перевода либерализация выглядит контролируемой, так как НБУ может устанавливать максимальную сумму в самой лицензии. В итоге нововведение выгодно тем, кто ранее не мог обойти формальные требования закона".

Обходные маневры

Опрошенные участники рынка не видят реакции со стороны клиентов, свидетельствующей об облегчении процесса получения индивидуальных валютных лицензий. Возможно, это объясняется тем, что состоятельные граждане, как и ранее, редко прибегают к оформлению разрешения от регулятора. "Мы не увидели значительного изменения ситуации в этом вопросе в течение 2013 года,-- отмечает директор департамента налогового и юридического консультирования KPMG в Украине, руководитель направления private banking Татьяна Заморская.-- Состоятельные резиденты Украины по-прежнему предпочитают не обращаться за получением индивидуальной лицензии НБУ, поскольку не хотят раскрывать информацию о своих зарубежных активах и планируемых инвестициях. Регуляторы также не пытаются отслеживать такие случаи и применять штрафные санкции к лицам, осуществляющим нелегальные схемы вывоза валюты за рубеж. Фактически сохраняется статус-кво". Подобное нежелание частных лиц действовать законным путем Татьяна Заморская поясняет отсутствием возможности официально подтвердить перед банком источник доходов. "При получении валютной лицензии физлицам необходимо указывать информацию о своем финансовом состоянии,-- уточняет партнер МЮФ Integrites Всеволод Волков.-- Большинство старается избежать этого, ведь раскрытие финансовой информации может повлечь за собой повышенное внимание со стороны фискальных органов и увеличить риск рейдерских атак. Поэтому в 99% случаев клиенты PB вполне легально используют схемы, которые не предусматривают получения валютной лицензии". Роман Степаненко уточняет, что клиентам PB для проведения трансграничных валютных операций удобнее взаимодействовать с профессиональными участниками рынка, имеющими генеральные валютные лицензии.

Мировая офшорная эволюция

Решать вопросы, связанные с миграцией капитала, резиденты Украины предпочитают через офшорные структуры. Но и низконалоговые юрисдикции уже перестают быть тихими гаванями, где можно укрыть капиталы. Ведь наступление фискальных органов стало общемировой тенденцией. В частности, британские офшоры, такие как Бермудские и Каймановы острова, открывают доступ к информации о владельцах счетов и их финансовых операциях фискальным ведомствам Великобритании, Франции, Италии, Испании и Германии. Данные меры должны стать подспорьем в борьбе с уклонением от уплаты налогов.

Другой серьезный удар по офшорному бизнесу нанес финансовый кризис на Кипре, который для состоятельных резидентов Украины традиционно являлся удобной юрисдикцией для репатриации капиталов. После введения единоразового налога на незастрахованные депозиты от 100 тыс. евро в двух крупнейших банках Кипра -- Bank of Cyprus и Cyprus Popular Bank -- крупные вкладчики потеряли 47,5% от суммы своих депозитов. В их числе оказались состоятельные граждане Украины. "Потери украинского бизнеса от кипрского кризиса превышают 1,5 млрд евро,-- оценивает Всеволод Волков.-- Вместе с этим на островном государстве существенно ужесточилась фискальная политика. Однако массовой миграции капиталов с Кипра пока не наблюдается. Интерес к этому государству снизился, но прежде чем перевести свои активы в другие низконалоговые юрисдикции, бизнес задумывается, не повторится ли кипрский сценарий в других офшорах".

Пример Кипра также оказал влияние на подходы клиентов PB к формированию инвестиционного портфеля. "Многие клиенты начали отдавать предпочтение большей диверсификации портфеля даже с некоторым ущербом для доходности,-- отмечает финансовый аналитик, партнер инвесткомпании Capital Times Эрик Найман.-- В качестве альтернативы депозитам рассматриваются государственные облигации еврозоны. От 2% годовых в евро можно получить по 10-летним облигациям Германии, до 7% -- по бумагам Португалии. Облигации, номинированные в долларах США, которые есть практически у всех стран ЕС, открывают возможности для валютной диверсификации. В целом такие бумаги являются высоколиквидными. Главное -- не нарваться на паршивую овцу, типа облигаций Греции, по которым были проведены масштабные списания".

Инициативы на местах

Следующие удары по офшорам были нанесены уже украинскими властями. Летом была подписана новая конвенция с Кипром об избежании двойного налогообложения. Одобренные законодателем изменения налогового режима должны вступить в силу с 1 января 2014 года. В итоге привычные для украинских резидентов нулевые ставки налогообложения повысятся до 2-15%. В частности, налог на дивиденды и на роялти составит 5%, налог на процентный доход -- 2%.

Наряду с вышеназванным документом в 2013 году была принята конвенция об избежании двойного налогообложения между правительствами Украины и Мальты. В этом документе ставки налогообложения дивидендов установлены на уровне 5-15%, для процентов и роялти -- 10%. "При структурировании операций с использованием таких юрисдикций, как Кипр и Мальта, необходимо анализировать налоговый эффект. Существенное значение имеют ставки на проценты, дивиденды и роялти",-- комментирует Татьяна Заморская.

Для украинских компаний, использующих офшоры для налоговой оптимизации, также наступило время перемен. Они связаны со вступлением в силу с 1 сентября 2013 года закона о трансфертном ценообразовании, согласно которому предприятия должны отчитываться перед фискальным ведомством обо всех операциях со связанными лицами в низконалоговых юрисдикциях.

Несмотря на развернутый в мировых масштабах крестовый поход против офшоров, уютных гаваней для капиталов все еще предостаточно. "В качестве альтернативы Кипру можно назвать ряд юрисдикций с привлекательным налоговым климатом: в Азии это Гонконг и Сингапур, в Европе -- Великобритания, Нидерланды, Люксембург, Австрия, Швейцария и страны Балтии,-- говорит Всеволод Волков.-- В отличие от Кипра, оптимизация финансовых потоков в этих юрисдикциях обойдется дороже. Есть и более дешевые черные офшоры, такие как Панама или Белиз. Но их, как правило, используют только торговые компании".

В целом ухудшение условий работы с некоторыми офшорами пока не спровоцировало большого перетока капиталов. "Изменения регуляторного поля в отдельных офшорах практически не отразились на структурах, используемых украинским капиталом,-- комментирует Роман Степаненко.-- О существенной миграции из классических офшоров в более цивилизованные юрисдикции речь пока не идет. Но состоятельные граждане анализируют потенциальные альтернативы и подсчитывают издержки, связанные с реструктуризацией капитала и перебазированием в такие юрисдикции, как Нидерланды, Великобритания или Люксембург. Несмотря на отсутствие видимой спешки, некоторые бизнесы находятся в процессе перехода или уже переведены на структуры, базирующиеся в вышеназванных юрисдикциях".

Анна Шведова