13 мая 2008
«Коммерсанть» в статье о законодательном регулировании процедуры проведения архитектурных конкурсов в РФ приводит комментарий Виктора Думлера

Издательский дом ''Коммерсантъ''

Правила игры

Архитектурные конкурсы в России проходят часто. Однако четкого законодательного регулирования процедуры их проведения до сих пор нет. Организаторы каждый раз придумывают правила игры, которые не всегда понятны участникам. В итоге контракты расторгаются, сроки строительства затягиваются, архитекторы возмущенно покидают поле боя.

Учредителем архитектурного конкурса, как правило, выступают органы власти (Росстрой, правительство Москвы, Москомархитектура, префектуры и т. п.) или девелоперы. "Порядок проведения конкурса, заказчиком которого выступает государственный орган, регулируется ФЗ РФ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ...",-- поясняет Елена Трусова, адвокат, старший юрист компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры". Однако хотя законодательно архитектурные конкурсы регламентируются, фактически законодатель наделил правом принимать правила проведения архитектурного конкурса для определенного объекта или проекта комитет по архитектуре и градостроительству Москвы, уточняет управляющий партнер юридической фирмы "Мегаполис Лигал" Елена Лебедева. А там зачастую имеет место "творческий" подход к разработке конкурсной документации.

Яркий пример того, что выходит в результате,-- торговый центр "Европейский", архитектурный монстр с запутанными планировками, который полностью загородил Киевский вокзал, являющийся памятником архитектуры. Или "Альфа Арбат центр" -- одно из наиболее неудачных в архитектурном плане офисных зданий Москвы на Арбатской площади. Архитектурный ансамбль Смоленской площади разрушил Смоленский пассаж: тяжеловесное и помпезное здание конкурирует с МИДом.

"В принципе архитектурное решение -- это ответ на техническое задание заказчика. Если проект неуспешен в коммерческом отношении, то это просчет девелопера,-- уверена архитектор отдела управления проектами Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Гульнара Сафарова.-- Если же просто рассуждать с точки зрения нравится-не нравится, то все неудачи по части архитектурных решений можно отнести к субъективности восприятия". "Конечно, во многом это вопрос вкуса. Тем не менее надо признать, что не все проекты коммерческой недвижимости, построенные в Москве за последние десять лет, войдут в учебники архитектуры",-- весьма дипломатично отмечает управляющий директор компании Jones Lang LaSalle Марк Джаггер.

О вкусах, вопреки пословице, можно поспорить и даже устроить скандал. Международные архитектурные конкурсы, в которых участвуют именитые мастера, неизменно сопровождаются конфликтами и скандалами. Однако иностранных архитекторов приглашают для реализации наиболее амбициозных проектов все чаще, и это не удивительно. Как отмечает Марк Джаггер, для девелопера это один из способов упрочить свою репутацию, заявить о себе как о профессионале. Участие известного архитектурного бюро в проекте -- это своеобразный знак качества в том числе и для иностранных инвесторов, которые все более активно финансируют девелопмент в России.

Законодательного запрета на участие иностранных архитекторов в конкурсах на стадии архитектурной концепции не существует. "Но в дальнейшем, после победы в конкурсе, необходимо, чтобы документация разрабатывалась российским архитектором, имеющим лицензию. То есть он и будет выпускающим и ответственным. На практике это называется адаптацией. Иностранцы создают проект -- наши проверяют на предмет соответствия требованиям РФ",-- говорит старший юрист адвокатского бюро "ЕПАМ" Виктор Думлер. На самом деле такое сотрудничество имеет весьма условный характер. Чаще всего приглашенный архитектор решает творческие задачи, а его российские коллеги проводят утомительные работы по согласованию этого проекта с властями города. Но иностранцы мало знакомы с реалиями российской архитектуры, поэтому учесть в своем проекте все нюансы не могут. Вот почему после многочисленных согласований от первоначального проекта практически ничего не остается. В лучшем случае фасад здания напоминает авторский проект.

Так было со Смоленским пассажем, построенным в 1996 году на Смоленской площади по проекту испанского архитектора Рикардо Бофилла. Однако архитектор своего авторства не признал, поскольку после "адаптации" просто не узнал своей работы.

Голосование по рангу

Проводить конкурсы с участием как иностранных, так и отечественных архитекторов -- дело хлопотное, затратное и неблагодарное. "Сначала на конкурс подается недоброкачественная документация, затем происходит недоброкачественный отбор проектов,-- объясняет президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кудрявцев.-- Сегодня конкурсные работы отбираются по принципу "победитель тот, чей проект самый дешевый и самый быстрый". И, к сожалению, этим пользуются многие "профессионалы" рынка. С момента объявления подобного конкурса появляется вдруг множество ранее никому не известных фирм, которые нанимают "профессионалов" и начинают работать на этом рынке".

"Когда дело касается архитектурных конкурсов, речь идет о многомиллионных проектах. Конечно, заказчику неинтересно отдавать такие проекты посторонним людям",-- объясняет появление таких "профессионалов" на рынке архитектор арт-студии Юрия Зубенко Владимир Вершинин.

Взять хотя бы открытый конкурс на строительство конгресс-центра "Константиновский" в Стрельне в Санкт-Петербурге. Конкурс был организован комитетом по архитектуре и правительству Санкт-Петербурга. Он проходил в два этапа. Первый был открытым, в нем могли участвовать даже студенты старших курсов архитектурных университетов. Задача первого конкурса -- разработать идею, которую будет воплощать победитель второго, закрытого международного конкурса. На втором этапе на суд конкурсного комитета были представлены шесть работ архитекторов с мировым именем. "Я хорошо помню, как проходил этот конкурс,-- рассказывает президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский.-- Список жюри был составлен из официальных спонсоров конкурса, а где-то в конце списка было записано несколько архитекторов, которые, собственно, и должны были принимать решение. В результате мы только публично опустили бюллетень голосования". Не менее показателен и пример конкурса на строительство "Газпром-сити". По словам Юрия Гнедовского, членам жюри предложили опустить в урну бюллетень, в котором надо было выбрать один из предложенных проектов, при этом графы "против всех проектов" там не было.

Выход там, где вход

Как считает председатель совета главных архитекторов России, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, решить проблему архитектурных конкурсов удастся, если проводить более четкую градостроительную политику. "Сначала город должен определить для себя, что, где и в каком виде нужно построить, а потом уже можно приглашать инвесторов и проводить среди них тендер на застройку участка,-- говорит главный архитектор Москвы.-- Сегодня же инвестор сам находит интересные земельные участки и предлагает городу построить на них различные объекты, которые выгодны в первую очередь ему -- инвестору, а не жителям города. В таком случае часто приходится сносить "старые" объекты, построенные буквально три-пять лет назад, потому что они никак не вписываются в архитектурный ландшафт района. Кроме того, городские власти таким образом дискредитируют свою деятельность".

Конечно, идея хорошая. Однако формальное проведение конкурсов -- сложившаяся система, сломать которую будет трудно. Ведь посредством таких конкурсов государство отдает девелоперам весьма дорогие проекты.

Александра Карпова