8 февраля 2013
«Коммерсант Украина» публикует комментарии Алексея Резникова в статье об отмене начала производства по делу о банкротстве авиакомпании «АэроСвит» по решению суда

Банкротство повисло в воздухе

Налоговики добились отмены решения суда по "АэроСвиту"

Государственной налоговой службе удалось остановить начало производства по делу о банкротстве авиакомпании "АэроСвит" -- решение об этом вынес Киевский апелляционный хозяйственный суд. Государство пытается успеть взыскать долги, накопленные перевозчиком перед госструктурами. Однако у "АэроСвита" много частных кредиторов, любой из которых может вновь инициировать банкротство авиакомпании. Опрошенные "Ъ" юристы считают спорным и само решение суда.

Определение Хозяйственного суда Киевской области о начале производства по делу о банкротстве ПАО "АэроСвит" отменено. Такое решение 5 февраля вынес Киевский апелляционный хозяйственный суд, сообщили вчера в пресс-службе Государственной налоговой службы (ГНС). Апелляционная жалоба была удовлетворена частично, рассказали в ГНС, не уточнив деталей.

В "АэроСвите" отказались комментировать решение суда, поскольку еще не видели его текста. Он должен быть направлен сторонам в течение 10 дней.

В конце прошлого года "АэроСвит" инициировал собственное банкротство с целью проведения санации: на 27 декабря 2012 года задолженность авиакомпании превысила 4,2 млрд грн при общей балансовой стоимости активов 1,46 млрд грн. Суд открыл производство по делу и наложил мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

Однако ГНС потребовала прекратить производство по делу о банкротстве, поскольку не была завершена плановая комплексная проверка компании. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, отмечает, что проверка ГНС на самом деле уже закончена: "Акт был вручен компании еще на прошлой неделе. Формально ничто не мешало проводить эту проверку". А партнер адвокатского бюро ЕПАМ Алексей Резников считает, что, согласно действующему законодательству, незавершенная проверка налоговой не должна быть основанием для отмены определения о начале производства по делу.

Скорее всего государству нужно было снять мораторий на удовлетворение требований кредиторов, чтобы госкомпании и ведомства смогли взыскать свои долги, предполагает господин Резников. В январе Хозяйственный суд Киевской области по иску Генпрокуратуры постановил взыскать с "АэроСвита" 42 млн грн задолженности в пользу аэропорта "Борисполь" и 8,4 млн грн в интересах ГП "Антонов". В "Антонове" отметили, что пока не получили эти деньги. А в пресс-службе "Борисполя" заявили, что аэропорт будет пользоваться "всеми юридическими механизмами для взыскания задолженности". Кроме того, в ГНС подозревают компанию в отнесении на валовые расходы затрат, которые не связаны с ее хозяйственной деятельностью, что может привести к увеличению убытков и сокращению уплаты налогооблагаемой прибыли на сумму 838 млн грн (см. "Ъ" от 24 января).

Однако достаточных средств на счету "АэроСвита" может и не оказаться, утверждает источник "Ъ", знакомый с ситуацией вокруг банкротства перевозчика. "Компания должна получить какие-то суммы от IATA BSP (система, в которой происходит продажа авиабилетов.-- "Ъ" ) и сейчас пытается вернуть средства, списанные ВТБ Банком по кредиту",-- отмечает собеседник "Ъ". Глава Госавиаслужбы Анатолий Колесников ранее говорил, что от продажи билетов компания должна получить порядка $6-7 млн.

Партнер юрфирмы AstapovLawyers (представляет интересы ряда кредиторов "АэроСвита") Олег Мальский объясняет, что у компании много кредиторов, в том числе связанных с акционерами "АэроСвита", и кто-нибудь из них также может инициировать банкротство перевозчика. Партнеры авиакомпании ранее не исключали, что банкротство "АэроСвита" -- регулируемое. Около 60% всех долгов компании накопилось перед структурами, аффилированными с совладельцем "АэроСвита" и ПриватБанка Игорем Коломойским, утверждают источники "Ъ". Наибольший долг -- более 1 млрд грн -- у перевозчика сформировался перед поставщиком авиатоплива, компанией "Укртатнафта" (контролируется Игорем Коломойским). "Значительная часть долгов -- перед лизинговыми компаниями Игоря Коломойского. Около 15 самолетов "АэроСвита" (всего их на конец 2012 года было 29.-- "Ъ" ) находятся в его собственности",-- говорит один из партнеров--контрагентов авиакомпании.

"АэроСвит" может подать кассационную жалобу на решение апелляционной инстанции в Высший хозяйственный суд, а также вновь инициировать свое банкротство. Однако в этом случае процедура будет проходить в соответствии с новым законом "О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом", который вступил в силу 19 января. Документ изменяет правовой статус кредиторов и расширяет их права.

Елена Синицына