18 октября 2012
«Комментарии» публикуют мнение Арсена Милютина о практике передачи коллекторам долгов абонентов связи

Телекомщики променяли имидж на долг

Операторы связи, как и другие компании в сфере предоставления потребительских услуг, решили продавать или отдавать на обслуживание долги своих абонентов коллекторам

Как выяснили «Комментарии», услугами коллекторов, которые выбивают долги из абонентов, пользуются практически все большие операторы связи.

Крупнейший фиксированный оператор - «Укртелеком» - договорился о пользовании услугами компании ООО «Купер Прайс». Эта же компания занимается должниками его дочерней структуры, - оператора мобильной связи «Тримоб» (бывший Utel). Представитель коллектора заявил, что они работают с долгами тысяч абонентов компании.

Крупнейший мобильный оператор - «Киевстар» - нанял того же коллектора, что и его фиксированный конкурент. Кроме того, звездный оператор пользуется аналогичными финансовыми услугами еще одной компании - ООО «Универсальная коллекторская группа», который находится в родственных отношениях с «Купер Прайс». О том, с каким объемом долгов работает подрядчик, оператор не раскрывает. При этом директор по регуляторно-правовому обеспечению «Киевстара» Андрей Осадчук отмечает, что большинство «абонентов крайне дисциплинированы, и вопросы по задолженности касаются незначительной в процентном отношении части клиентов. Но это тысячи».

«МТС-Украина», как выяснили «Комментарии», работает с коллектором под названием «Финансовое агентство по сбору платежей», которое по факту является подразделением российской компании.

Единственный крупный мобильщик, который не пользуется услугами компаний по выбиванию денег, - это «Астелит» (life:)) Объясняется это тем, что у оператора практически все клиенты - prepaid абоненты, которым услуги предоставляются после предоплаты. Следовательно, и работать не с кем.

В операторах утверждают, что даже после найма коллекторов общение с абонентами-должниками крайне ласковое. «От одного до трех месяцев мы самостоятельно ведем работу с должниками. Вначале просто напоминаем абонентам о возникшей задолженности. Ситуации бывают разные: кто-то забыл, кто-то в отъезде, кто-то заболел. Поэтому мы даем достаточно времени - от нескольких дней до недели - для того, чтобы люди смогли оплатить долг, не блокируем номера во время выходных или праздников», - рассказывает начальник отдела по связям с общественностью «МТС-Украина» Виктория Рубан.

Если от должника МТС нет никакой реакции, номер отключается, но блокируются исключительно исходящие звонки, входящие звонки абонент продолжает получать. По истечении трех месяцев, если должник остается безучастным к обращениям компании, оператор имеет право в одностороннем порядке разорвать договор и проинформировать должника о передаче дела в суд.

Аналогичный механизм у «Киевстара». «По условиям договоров, заключенных между оператором и абонентами, оплата услуг связи, в т.ч. погашение задолженности, должна быть произведена абонентом в течение 5 дней с момента получения информации о долге и/или отключения услуг. Однако, к сожалению, не все абоненты соблюдают положения законодательства и условия договоров», - отмечает Осадчук. В таких случаях «Киевстар» пытается в течение трех месяцев вступить в досудебные переговоры об урегулировании вопроса погашения долга. Через 90 дней операторы передают безнадежные долги коллекторам.

Юристы советуют абонентам, долг которых неожиданно «вырос», в первую очередь, изучить условия договора с оператором. «Запрашиваемая коллекторами сумма может быть выше фактической задолженности абонента, если это прописано в договоре абонента и оператора. Во всех остальных случаях, если штрафные санкции не предусмотрены договором, абонент имеет полное право обратиться в суд», – рассказал «Комментариям» старший юрист ЮФ ЕПАМ Арсений Милютин.

Передача долгов коллекторам чревата еще и тем, что они при общении с клиентами часто ведут себя, мягко говоря, не вежливо. Журналист «Комментариев» испытал это на собственной шкуре, позвонив по номеру «Универсальной коллекторской группы», который дается должникам для дозвона. Оператор, узнав, что журналист задает ему нетрадиционные вопросы и хочет выведать информацию о работе фирмы, попросил подождать на линии. Но его консультация с коллегой все равно была отчетливо слышна в трубке: «Тут журналист звонит. Послать ее?». После этого он снова обратился к собеседнице и сказал: «Извините, не можем ничем помочь».

Если требования коллекторов основаны на условиях договора, но предъявляются в откровенно «наглой» форме, это может, по словам Милютина, даже стать поводом для уголовного дела.

«Но зная, как работают коллекторы, я думаю, вряд ли кто-то из них пойдет в суд. Если у компании 10 тысяч мелких должников, то только на подачу исковых заявлений придется потратить около миллиона. У коллекторов таких денег нет», – считает Милютин.