22 августа 2013
Глеб Бялый прокомментировал для «Интерфакс-Украина» шансы украинских компаний получить компенсацию за ущерб от действий ФТС РФ в период торгового противостояния между Украиной и Россией

Для компенсации ущерба, понесенного украинскими компаниями из-за действий Федеральной таможенной службы (ФРС) РФ в период торгового противостояния между двумя странами, украинским компаниям нужно будет доказать сам факт понесенных затрат и ущерба.

Такое мнение агентству "Интерфакс-Украина" высказал глава международной торговой практики юридической фирмы ЕПАМ (Украина) Глеб Бялый.

Юрист отметил, что для компенсации понесенных затрат необходимо установить этот ущерб, определить виновника его возникновения, выявить причинно-следственную связь между причиненным ущербом и действиями/бездействиями виновника.

"В сложившейся ситуации уже сам факт ущерба не является очевидным, поскольку риски при перевозке товара обычно несет перевозчик, который, в свою очередь, перестраховывает свои риски в страховых компаниях. Поэтому возникает вопрос: кому причинен ущерб, кто пострадал?", - сказал он.

По словам Г.Бялого, в целом "о полном срыве поставок в результате действий ФТС РФ можно было бы говорить в случае полного закрытия импорта определенной продукции в Россию, например, ситуация с импортом кондитерских изделий производства концерна "Рошен".

В то же время в ситуации с глобальными проверками украинских товаров при импорте в РФ "говорить о полном срыве поставок сложно, поскольку таможенная очистка товаров проводится, однако намного медленнее, чем обычно".

Как показывает практика, украинские предприятия поставляют продукцию в РФ на условиях FCA пограничный переход между Украиной и Россией. Это означает, что все риски по прохождению пограничного и таможенного контроля в РФ, таможенной очистке, дальнейшей доставке товара до точки назначения в РФ несет покупатель (или иной контрагент), но не украинский продавец, отметил Г.Бялый

"В этой связи можно констатировать: действия ФТС РФ причиняют равнозначный ущерб как украинским производителям, так и российским потребителям или дистрибьюторам украинской продукции", - считает украинский юрист.

По словам Г.Бялого, российские компании, участвующие в поставке или торговле украинскими товарами, на равных с украинскими компаниями несут убытки из-за простоя железнодорожных вагонов на пунктах перехода границы, неустойки по своевременной поставке товаров, дополнительных складских расходов, а также любые другие - вплоть до полной потери товаром качества из-за окончания срока годности.

Г.Бялый отметил, что в случае установления украинскими экспортерами связи между причиненным ущербом и действиями/бездеятельностью государственных органов РФ, в частности ФТС РФ, они имеют право обратиться в соответствующий по юрисдикции суд России за защитой своих прав. В ходе судебного процесса нужно будет доказать факт и размер причиненного ущерба, установить факт нарушения государственным органом действующего законодательства РФ, причинно-следственную связь между ущербом и действиями.

"Если суд сочтет все доводы истца убедительными, вынесет решение о компенсации причиненного ущерба", - сказал он.

В целом, по мнению Г.Бялого, если внешнеэкономический договор заключен на условиях FCA пограничный пункт на границе Украина-РФ, а условия оплаты не подразумевают отсрочку платежа, любые усиления административного контроля при импорте в РФ продукции из Украины становятся проблемой российских грузополучателей. В противном случае повышается риск причинения ущерба украинскому производителю.

"Украинские компании имеют право обратиться в российский суд с иском о компенсации ущерба. Однако им придется столкнуться со сложным доказательным процессом, который может растянуться на несколько инстанций в связи с несогласием ФТС РФ признавать либо факт ущерба либо его размер", - считает юрист.

Как сообщалось, Федерация работодателей Украины (ФРУ) заявила, что Таможенная служба РФ с 14 августа включила в перечень "рисковых" всех без исключения украинских импортеров, что, по оценкам ФРУ, означает полную остановку украинского экспорта на неопределенное время.

По подсчетам объединения, экспорт украинских товаров в РФ во втором полугодии 2013 года прогнозировался на уровне $8,5 млрд. ФРУ считает, что потери Украины от действий российской стороны могут достичь во втором полугодии $2-2,5 млрд.

Министерство доходов и сборов Украины и Федеральная таможенная служба России в ходе переговоров 19 августа договорились о том, что дополнительные процедуры таможенного контроля по отношению к украинским товарам не применяются, товары украинских предприятий пересекают российскую таможню в штатном режиме, сообщило Миндоходов 20 августа.

По его данным, достигнута принципиальная договоренность о том, что "главным ключевым инструментарием для урегулирования и недопущения подобных ситуаций впредь станет активизация обмена информацией между таможенными органами двух стран, проведение двусторонних консультаций, выработка совместных подходов, особенно в тех моментах, когда затрагиваются интересы украинских и российских компаний".