30 октября 2008
Деловой журнал "Юридический бизнес" публикует комментарий Антона Костенко в статье о роли юридических фирм и адвокатских образований в совершенствовании юридического образования

Роль юридических фирм и адвокатских образований в совершенствовании юридического образования

Дефицит молодых юристов – выпускников хороших школ – как в столичных городах, так и регионах усиливается. При этом существует серьезный разрыв между уровнем подготовки студентов и требованиями юридического бизнеса.

Между небом и землей

Директор по персоналу юридической фирмы Vegas Lex Ирма Балсовер считает, что программы хороших юридических вузов составляют отличную теоритическую базу. Проблема – в отсутствии практических навыков. «Как только мы заводим речь о практической стороне применения своих знаний, многие выпускники выказывают неспособность применить то, о чем они рассуждали на лекциях и семинарах», – отмечает она.

С ней согласен Антон Костенко, партнер адвокатского бюро ЕПАМ. «Вузы совершенно не дают практических навыков. Акцент в обучении сделан на подготовку курсовых и дипломных работ, однако тому, как реализовать полученные знания на практике, совсем не учат», – сетует он.

Хорошая теоретическая база традиционно являлась сильным местом российского высшего образования. Однако, по мнению наших экспертов, это не всегда применимо к образованию юридическому. Так, Андрей Зеленин, партнер юридической фирмы Lidings, связывает проблему с тем, что даже в ведущих вузах нашей страны современные «юридические специальности» как таковые до сих пор не выделяются.

«Подготовка идет либо чрезвычайно узкая (например, юрист по трудовому праву, без достаточных знаний в области гражданского права и процесса), либо слишком широкая», – разъясняет он свою точку зрения.

«Возьмем, к примеру, такую «специальность» как корпоративный юрист – сразу возникает комплекс знаний, которые будут необходимы будущему выпускнику для дальнейшей работы, – продолжает Андрей Зеленин. – Причем обратите внимание, – это «букет» и частноправовых (гражданское, трудовое право), и публичных дисциплин (налоговое право, процесс), которые так часто разъединяются в современном российском юридическом образовании. Не обойтись и без смежных областей – допустим, бухгалтерский учет, логистика, таможенное дело. В том виде, в котором спецкурс по бухучету читался мне (за 2 месяца до госэкзаменов на 5-м курсе), он способен лишь увеличить и без того большую пропасть между некоторыми юридическими и финансовыми отделами».

Максим Богомолов, управляющий партнер фирмы «ЮСБ Консалтинг», отмечает недостаточные аналитические навыки выпускников юридических вузов, а ведь именно они закладывают основу для комплексного решения проблем клиентов в дальнейшем. «Выпускник должен знать и понимать систему права нашей страны, то, как она действует и изменяется. Такое понимание позволяет легко определять местонахождение любого правоотношения и понимать последствия его изменений», – говорит Богомолов. – Только на основе этого можно далее отрабатывать навыки проблемно-ориентированного анализа, научиться делать практические выводы из анализа законодательства, судебной практики и рисков. Умение делать такие выводы поможет решить проблему клиента наиболее оптимальным и безопасным способом».

На практике же, по словам Максима Богомолова, оказывается, что у выпускников в голове, как правило, отсутствует собственно система права, а присутствует множество разрозненных и самодостаточных предметов или отраслей права: гражданское право, административное право, налоговое право, бюджетное право, коммерческое право, предпринимательское право и т.д. «Студентов зачем-то заставляют заучивать статьи закона и мнения ученых вместо понимания самого закона», – удивляется он.

С ним соглашается и Ирма Балсовер: «Вузы недостаточно внимания уделяют развитию аналитических навыков и навыков работы с большими объемами информации. Чаще всего мы сталкиваемся с тем, что мышление выпускников лежит «в одной плоскости», тогда как лучшие юридические решения – это многомерное пространство. Нужно проанализировать проблему комплексно, чтобы иногда ответить на, казалось бы, самый простой и однозначный вопрос».

Отсутствие практических навыков

Если же анализировать, каких именно практических навыков не хватает выпускникам, то представители юридических фирм и адвокатских образований выделяют три основных: письменные и деловые навыки, а также умение составлять юридические документы.

Андрей Зеленин считает, что даже у выпускников ведущих юридических вузов больше всего хромает юридическое письмо. «Умение сжато и структурировано излагать свои мысли в доступной для клиента форме – вот то, чему пока не учат в российских вузах», – подчеркивает он.

По мнению Антона Костенко, многие выпускники, даже если они неплохо знают право, не умеют выразить свои мысли в письме. «Это самая распространенная проблема», – заключает он.

«Выпускник должен уметь оформлять свои мысли письменно так, чтобы это было понятно и доступно для читателя, причем в любой форме: будь то письмо, коммерческое предложение, требование, претензия, заявление, жалоба, ходатайство и т.д. Важно знать и понимать назначение, структуру, содержание и отличия каждой формы письменного документа, а также лингвистические приемы и русский язык в целом», – делится своим мнением Максим Богомолов.

Виктор Буробин, президент адвокатской фирмы «Юстина», отмечает: «Для того чтобы быть адекватным требованиям юридического бизнеса, выпускнику необходим навык составления юридических документов, в частности договоров и корпоративных бумаг».

Однако здесь дело обстоит весьма плачевно. Так, Андрей Зеленин сетует на то, что в большинстве вузов вообще не уделяется времени вопросам договорной работы. «В лучшем случае проводится разбор одного-двух проектов договоров из практикума в рамках курса по гражданскому праву. Но ведь договор далеко не всегда ограничивается рамками одной отрасли. Кроме того, при его составлении важно учитывать переговорный аспект – как с клиентом, так и с его контрагентом», – подчеркивает он.

Ирма Балсовер говорит еще об одном огромнейшем пробеле в юридическом образовании – отсутствии должного внимания к деловым навыкам. «В жизни, когда юриспруденция – это только часть большой бизнес-машины, выпускникам необходимо иметь представление о таких вещах, как управление проектами (в идеале – юридическими проектами), построение успешных коммуникаций и основы networking», – отмечает она.

Антон Костенко особо выделяет и другой важнейший навык, которому совершенно не уделяется внимание, – основы общения с клиентами. «А ведь это является едва ли не самым важным навыком в нашей сфере», – подчеркивает он.

Андрей Зеленин также говорит о низком уровне таких коммуникативных навыков, как умение оформить и отправить письмо, общение по телефону. Кроме того, по его мнению, немаловажной является и способность управлять своим временем. «Но, наверное, не все под силу решить только юридическому образованию: что-то должно остаться на совести самих будущих юристов», – добавляет он.

Говорили наши собеседники и о слабых навыках публичных выступлений. Так, например, Антон Костенко отмечает, что выпускники понятия не имеют о том, как вести себя в суде, как строить отношения с представителями государственных органов.

Максим Богомолов подчеркивает важность умения грамотно формулировать свои мысли и аргументировать свою точку зрения во время публичных выступлений, на переговорах, в дискуссиях, прениях и т.д.

«Для успеха публичного выступления важно ведь не только уметь подготовить доклад, но и знать, как выглядеть, как стоять или сидеть, куда деть руки, что держать в руках, куда смотреть, как подготовить и использовать презентацию, как взаимодействовать с публикой, добиваться от нее нужной реакции и прекращать ненужную, и многое другое. Однако в вузах просто не принято обучать устной юридической речи и публичным выступлениям», – сетует он.

Что делать?

По словам Виталия Юркива, координатора проектов фирмы Magisters, юридические фирмы, прежде всего, должны быть готовы потратить свои ресурсы на участие в проектах по подготовке будущих юристов. «Причем ресурсы нужны как финансовые – на проведение различных образовательных проектов, так и человеческие – на координацию и тематическое наполнение программ», – убежден он.

Виктор Буробин также считает, что крупные юридические компании должны больше заботиться о молодых юристах. «Сегодня наша роль в деле подготовки юристов невелика. Полагаю, что нужно стремиться к тому, чтобы критерии аккредитации юридического вуза и требования к выпускнику-юристу определялись с учетом мнения, в том числе и юридических компаний», – отмечает он.

Именно анализу проблемы качества юридического образования и участию в ее решении юристов-практиков было посвящено совместное заседание комиссии по вопросам деятельности адвокатуры и нотариата и комиссии по юридическому образованию Ассоциации юристов России, которое состоялось в Москве в июне этого года.

Как отмечает в своей статье Мария Петелина, заместитель главного редактора издания «Новая адвокатская газета» (№12, 2008 г.), «нужно на всех этапах обучения формировать у студентов профессиональные знания и навыки, широко привлекать к преподавательской работе практикующих юристов». Одно из направлений – создание нового образовательного стандарта для вузов, в разработке которого должны участвовать представители юридических фирм и адвокатских образований. По словам Марии Петелиной, отсеять некачественные вузы поможет и «создание новой системы оценки и аккредитации российских юридических вузов, и сейчас АЮР занимается ее разработкой».

Максим Богомолов также говорит о необходимости серьезных изменений: «Надо менять саму систему юридического образования в принципе, в том числе системы утверждения предметов и программ образования, преподавания предметов, насыщения содержания предметов, оплаты преподавателям и поощрения за новые знания, поощрения студентов и т.д.».

Однако пока до кардинальных изменений, фирмам остается брать функции юридического образования на себя и, по словам Антона Костенко, «тратить не менее года на освоение выпускниками элементарных практических навыков, причем за счет фирмы».

Образовательные проекты юридических фирм

Наиболее распространенный способ исправления существующих недостатков в подготовке студентов – это стажировки. По мнению Андрея Зеленина, в настоящий момент такая практика является наиболее эффективным способом отбора и подготовки кадров еще в ходе их обучения в вузе. «При этом тратится минимум усилий с возможностью достижения максимального результата, ведь студент может изучить деятельность компании изнутри», – добавляет он. Каждый год в фирме Lidings проходят стажировку студенты Московского государственного университета, Московской государственной юридической академии и Всероссийской академии внешней торговли.

В адвокатском бюро ЕПАМ работает программа летней практики. «Каждый год пять и более студентов работают у нас, занимаются настоящим делом. Бывает, что человек впервые приходит к нам на третьем курсе, потом возвращается на четвертом и пятом. Стажировка позволяет ему восполнить те самые недостающие практические навыки», – говорит Антон Костенко.

В фирме Magisters у студентов есть возможность пройти стажировку в киевском или московском офисе компании. Она включает в себя задания по поиску и анализу законодательства, поиску статистической информации, аналитической работе с данными, подготовке проектов писем и меморандумов.

Другое популярное направление, которое используют юридические фирмы для развития практических навыков студентов, – это проведение различных спецкурсов и мастер-классов.

Подобную практику развивают, например, в фирме Lidings. «Спецкурсы и мастер-классы – это инструменты, требующие кропотливой работы. Здесь должны присутствовать и индивидуальное мастерство докладчика с педагогическими способностями, и настойчивость юридической фирмы, и гибкость руководства вуза. Должна быть заинтересованность и со стороны самих студентов, на которую из-за их большой загруженности не всегда приходится рассчитывать», – описывает особенности этого направления сотрудничества Андрей Зеленин.

В фирме Magisters также проводят мастер-классы для студентов. Так, в апреле этого года партнер фирмы Алексей Резников провел бесплатные мастер-классы на тему «Основы психологических приемов на службе адвоката», слушателями которых стали студенты юридического факультета Международного Соломонового университета в г. Киеве. Сейчас в фирме занимаются разработкой мастер-класса для студентов МГУ им. Ломоносова.

В АБ ЕПАМ думают над тем, чтобы предложить ведущим вузам Москвы и Санкт-Петербурга спецкурсы для выпускников. «Их цель – привить те необходимые практические навыки, которые образование в его нынешнем виде не дает. Также это отличная возможность выявлять лучших студентов», – отмечает Антон Костенко.

Есть и другие, менее традиционные способы участия юридических фирм и адвокатских образований в поддержке вузов. Так, компания «Юстина» уже несколько лет интеллектуально и финансово помогает в издании студенческой газеты МГЮА «Наша газета».

Фирма Magisters на протяжении шести лет поддерживает конкурс им. Филиппа Джессопа – самое крупное и престижное судебное соревнование по международному праву в мире, проводимое Международной ассоциацией студентов-юристов. Ежегодно в нем участвуют около 2000 студентов из более чем 500 юридических высших учебных заведений 80 стран мира. Компания Magisters выступает официальным организатором и спонсором украинского этапа Конкурса по международному праву; специалисты фирмы участвуют в процессе оценки конкурсантов. По словам Виталия Юркива, координатора проектов фирмы, во время соревнования студенты-участники воспроизводят судебные дебаты и вовлекаются в решение различных проблем мирового сообщества (например, тема этого года была связана с вопросами терроризма и прав человека).

Недостатки в сложившейся системе юридического образования – комплексная проблема, требующая как системных решений на общегосударственном и территориальных уровнях, так и локальных решений. Юридические фирмы и адвокатские образования представляют собой наиболее конкурентную и высокоразвитую среду, что способствует повышению уровня ведения юридического бизнеса. Подготовка выпускников, которые бы более адекватно вписывались в юридический бизнес, – задача, решение которой будет зависеть от настойчивости юридических фирм и адвокатских образований, от их желания участвовать в ее решении.

Гузель Баязитова