26 марта 2018
РЖД создаст отдельную структуру для управления инвестициями в проектах государственно-частного партнерства | комментарии Дмитрия Степанова для «Ведомости»

Концессионным проектам РЖД мешает бюрократия внутри монополии. Чтобы избежать ее, компания создаст специальную структуру и передаст ей эти активы

РЖД создаст отдельную структуру для управления инвестициями в проектах государственно-частного партнерства, об этом «Ведомостям» рассказали два человека, близких к компании, и подтвердили два сотрудника РЖД. Решение, по их словам, было принято правлением монополии в середине марта. Представитель РЖД отказался от комментариев, поскольку протокол заседания пока не подписан.

Новой структуре будут переданы доли РЖД в концессионных проектах, рассказывают собеседники «Ведомостей». Сначала – в проекте «Северный широтный ход» (СШХ), затем – в проектах железных дорог Элегест – Кызыл – Курагино и к Эльгинскому угольному месторождению «Мечела». Их стоимость – около 400 млрд руб. РЖД участвует в них вместе со «Спецтрансстроем» Юрия Рейльяна; ТЭПК Руслана Байсарова и УК «Лидер»; «Мечелом» и Газпромбанком.

Сейчас переговорами по концессиям занимается департамент инвестиций РЖД, а доли в них оформлены на ее «дочку» – «КРП-инвест». Ей принадлежит, по данным СПАРК, 49,9% ООО «СШХ», 24,9% АО «Скоростные магистрали» (создано для проекта ВСМ), а также доли в различных структурах РЖД, не имеющих отношения к концессиям. Например, в «РЖД-технологиях», «РЖД интернешнл», «ОСК инфотрансе» (везде по 100%), «Цифровой логистике» (51%). Набор таких разных активов может осложнять переговоры о кредитах – по каждому придется предоставлять информацию банку, отмечает человек, близкий к РЖД.

Одобрения совета директоров для создания компании не потребуется, рассказывает он: активы при передаче будут оцениваться по доле в уставном капитале проектных компаний, а он обычно не превышает 100 млн руб. В новой структуре будет работать до 50 человек, говорит собеседник «Ведомостей». Передача ей управления проектами ускорит принятие решений, надеются он и сотрудник РЖД: согласование в монополии проходит сложно. Например, в проекте СШХ необходимо выбрать проектировщиков, кредитора, вести переговоры с рабочей группой Минтранса, уточнять детали концессионного соглашения, перечисляет человек, близкий к одному из участников проекта.

Обособление концессионных проектов упростит получение кредитов, говорят собеседники «Ведомостей». РЖД ведет переговоры с несколькими кредиторами по проекту СШХ, знает человек, близкий к одному из участников проекта.

Обсуждалась возможность выпуска облигаций новой компанией, рассказывает другой источник «Ведомостей». Платежи по таким бумагам отдельной структуры могут быть привязаны к условиям концессионного соглашения, отмечает управляющий партнер NSP Александр Некторов.

Стройки, инвестициями в которые предстоит управлять новой компании, пока не начались. Заявка по железной дороге к угольному месторождению Эльга не подана в правительство, концессионное соглашение по СШХ пока не подписано, а по «Кызыл – Курагино» подписано, но не объявлено о соглашении по финансированию проекта.

Рейльян, Байсаров и представитель «Мечела» отказались от комментариев. Пока не ясно, удастся ли передать дорогу в концессию, говорил недавно в интервью «Ведомостям» гендиректор «Мечела» Олег Коржов.

Концессионных проектов РЖД может стать больше. Например, обсуждается строительство по концессии высокоскоростной магистрали Москва – Казань (с первым участком до Владимира), но заявка пока не подана в правительство.

Создание у РЖД отдельной структуры по типу «Автодор-инвеста» у госкомпании «Автодор», которая обладает собственными средствами, полученными от головной компании, и может вести переговоры, существенно ускорило бы принятие решений, считает управляющий партнер адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин. РЖД пытается разделить риски концессионных и других проектов: это типичный подход при управлении концессиями во всем мире, рассуждает партнер ЕПАМ Дмитрий Степанов. Он позволяет привлекать кредит под пул проектов, отмечает юрист. Концессионные проекты капиталоемкие, они могут стать как прорывными, так и проблемными для РЖД, если их финансовая эффективность и прозрачность будет так же невысока, как по РЖД в целом, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Отдельная структура должна усилить контроль за прозрачностью финансовых потоков и процедур выбора подрядчиков, считает он.

 Ольга Адамчук, Ведомости, 26 марта 2018

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ