28 сентября 2018
Правительство РФ разработало законопроект, который вносит изменения в корпоративное законодательство в части процедуры одобрения сделок с заинтересованностью | комментарий Аркадия Краснихина для «ЭЖ-Юрист»

Подконтрольным лицам не дадут одобрить сделки с заинтересованностью

Правительство РФ разработало законопроект, который вносит изменения в корпоративное законодательство в части процедуры одобрения сделок с заинтересованностью. Документ размещен в электронной базе нижней палаты парламента под № 551219-7.

Кабинет министров одобрил и внес на рассмотрение депутатов Госдумы законопроект, разработанный Минэкономразвития России, который направлен на изменение порядка одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

У появления этого законопроекта имеется своя предыстория. Напомним, в 2016 г. законодатель ввел в действие нормы, согласно которым для определения заинтересованности в совершении сделки используются понятия "контролирующее лицо" и "подконтрольное лицо" (новеллы были введены Федеральным законом от 03.07.2016 № 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность"). Предполагалось устранить формальный подход к определению круга лиц, сделка с которыми считается сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность. Этот подход нередко приводил к необоснованному расширению круга сделок, формально требующих согласования, но не представляющих опасности с точки зрения конфликта интересов.

Однако, решив одну проблему, законодатель не заметил тогда другую: действующие ныне редакции ст. 83 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и ст. 45 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" содержат определенные риски двойного толкования при применении соответствующих положений на практике. Дело в том, что подконтрольное лицо заинтересованного в сделке лица может быть признано заинтересованным в соответствующей сделке только в случае, если оно прямо или косвенно может распоряжаться более чем 50% голосов в высшем органе управления. А если процент голосов составляет менее 50%, то заинтересованность может и не усматриваться правоприменителем. В связи с этим предлагается внести изменения, которые уточнят, что голоса лица, заинтересованного в совершении обществом сделки, а также голоса подконтрольных ему лиц не учитываются при голосовании по вопросу одобрения соответствующей сделки.

Надо отметить, что существенных изменений в порядке одобрения сделок с заинтересованностью законодательная инициатива нам не сулит. Как отметил Аркадий Краснихин, партнер АБЕПАМ: "Едва ли предложение Правительства следует считать инициативой, каким-то образом корректирующей по существу подход законодателя к регулированию сделок с заинтересованностью и направленной на установление нового баланса интересов мажоритарных и миноритарных акционеров/участников обществ. Скорее, это исправление недостатка юридической техники, на который, кстати, уже обращал внимание и который "поправил" Верховный суд".

Цитируем документ

По смыслу пункта 1 статьи 81 и пункта 4 статьи 83 Закона об акционерных обществах, пунктов 1 и 4 статьи 45 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в голосовании по вопросу об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, не вправе принимать участие также участники - юридические лица, хотя и не являющиеся заинтересованными лицами, но находящиеся под контролем заинтересованных лиц (подконтрольные организации).

Пункт 23 постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 27 "Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность"

Автор - Михаил Аносов, «ЭЖ-Юрист» №38 (1040) 2018

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ

Аркадий Краснихин

Аркадий Краснихин

Москва, Лимасол