5 июня 2018
Об актуальных вопросах юридического менеджмента | колонка Дмитрия Афанасьева по итогам сессии ПМЮФ-2018, «Российская газета»

Основной тренд на юридическом рынке в настоящий момент, и о нем уже говорили на ПМЮФ -2018, - это коммодитизация (превращение в массовый товар) услуг из-за внедрения новых технологий, увеличения ценовой конкуренции, а также усиления роли юридических департаментов. У многих юридических фирм поневоле возникает вопрос, что лучше: конвейерное производ-ство малолитражных автомобилей или ручная сборка, что дорого и долго.

Какие фирмы лучше адаптированы к решению задач клиента, когда клиенты хотят получить результат быстрее, дешевле и в нужном им технологическом формате?

Я думаю, что неважно, национальная независимая это фирма или глобальная, у каждой есть ресурс, который она должна по максимуму выработать, и за счет этого выдать нужный клиенту результат. Этот ресурс - сотрудничество.

Все компании должны повышать эффективность взаимодей-ствия между партнерами, между юристами, другими словами, развивать горизонтальные связи. Сделать свою фирму эффективной на рынке возможно, преодолев недоверие как между юристами, так и между юристом и клиентом. Конечно, при условии совпадения финансовых интересов у того, кто передает клиента, и у того, кто принимает работу.

На мой взгляд, на данном этапе развития рынка сотрудничество - это один из основных ресурсов, на котором все должны сосредоточиться. Есть плюсы и минусы в каждой из моделей организации юридической фирмы, но у каждой из них есть свой клиент. Если вы заболеете, вы позвоните доктору, которому вы доверяете, и попросите порекомендовать вам доктора в той специализации, которая вам понадобилась. И не факт, что все необходимые доктора, которые вам понадобятся в течение жизни, будут работать в одной поликлинике, а иногда вам придется съездить в другую страну. Я не верю в ситуацию, когда в одной юридической фирме собраны специалисты по всем отраслям права во всех странах, такого быть не может. Но у независимой национальной фирмы есть преимущество - когда к ней приходит клиент - он обращается к тому, кто лучше всех решит проблему. Глобальная фирма любым путем старается оставить клиента внутри компании, даже если для выполнения его задач у нее нет квалифицированных экспертов.

Руководители юридических департаментов сегодня - это крайне компетентные, квалифицированные и приобретающие самостоятельность и сильное влияние в корпорациях люди, которые понимают, где скрывается ценность. С одной стороны, глобализация требует, чтобы компании могли опираться на глобальные юридические фирмы, с другой - приводит к тому, что клиенты ищут, где можно получить дополнительную эффективность. И, как выясняется, нужно идти к специалисту- "доктору", где бы он ни находился: в твоей фирме или в соседней.

На мой взгляд, для независимых фирм основная задача - конкурировать с международными фирмами, чтобы предоставлять клиентам такой же уровень сервиса. Увеличивать квалификацию сотрудников по самым высоким стандартам.

Российский рынок в плане удержания кадров сильно отличается от европейского, мы отстаем, к счастью для нас. Почему? Основная проблема в Европе в том, что юрист в западной фирме не сильно хочет зарабатывать, традиционная система мотивации их перестала интересовать. Старшие партнеры ведущих юридических фирм по секрету делятся: ситуация их шокирует, поскольку в отличие от нового поколения, они, когда были молодыми, готовы были работать сутками. Деньги потеряли значимость, а у нас еще сохраняется ориентация на финансовый результат.