23 апреля 2018
Фиктивные требования в деле о банкротстве: последняя практика ВС РФ|статья Евгения Гурченко для журнала «Юридическая работа в кредитной организации»

Почти каждое дело о банкротстве выглядит как масштабное поле боя между различными группами интересов: должник и его бенефициары стремятся вывести как можно больше активов и исчезнуть из круга аффилированных лиц, кредиторы пытаются получить как можно больше имущества, часто стараясь обойти иных участников процесса.

Практически всегда эта война начинается задолго до того, как начинается дело о банкротстве. В некоторых случаях — даже до появления признаков банкротства. В этой войне всегда задействованы значительные ресурсы и большое количество людей (включая бесчисленных номинальных владельцев и добросовестных приобретателей). Успех этой войны во многом зависит от изобретательности и предусмотрительности участников. По этой причине ключевыми для эффективности процедуры рассмотрения таких дел становятся гибкость самой банкротной процедуры и проницательность суда в изобличении различных схем.

Когда требованию бенефициара или аффилированного лица к должнику может быть отказано во включении в реестр? Нетрудно представить ситуацию, когда требования банка в ходе процедуры банкротства неожиданно вытесняются требованиями кредиторов, отношения которых с должником сложно объяснить с точки зрения обычных экономических отношений. При более внимательном расследовании банк, скорее всего, выяснит, что несколько месяцев или даже лет назад должник заключил ряд сделок, по которым получал займы или принимал иное исполнение на значительные суммы. Все необходимые документы подписаны должником (включая товарные накладные, КС). И, наконец, станет понятно, что либо данные кредиторы тесно связаны с бенефициарами должника, либо это даже сами бенефициары (в т.ч. через другие свои компании). […]

Как доказать наличие аффилированности между кредитором и должником? Применительно к борьбе с дружественными кредиторами не менее значимыми являются несколько позиций ВС РФ, которые дополняют подходы к порядку установления факта аффилированности в делах о банкротстве. В Определениях от 15.06.2016 № 308-ЭС16-1475 и от 26.05.2017 № 306- ЭС16-20056(6) ВС РФ указывает, что «доказывание в деле о банкротстве факта общности экономических интересов кредитора и должника допустимо через подтверждение аффилированности не только юридической (в частности, принадлежность лиц к одной группе компаний через корпоративное участие), но и фактической». В связи с этим ВС РФ указывает, что о наличии такого рода аффилированности может свидетельствовать поведение лиц в хозяйственном обороте, в частности заключение между собой сделок и последующее их исполнение на условиях, недоступных обычным (независимым) участникам рынка. […]

Автор: Евгений Гурченко, старший юрист, АБ ЕПАМ

Подробнее о фиктивных требованиях в банкротных делах читайте в полной версии документа по ссылке.

Статья опубликована на сайте издания «Юридическая работа в кредитной организации» № 2/2018.

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ

Евгений Гурченко

Евгений Гурченко

Санкт-Петербург