10 января 2019
Антимонопольный комплаенс: защищаем бизнес | Ольга Денченкова для Право.ru

Главной целью работы структур и систем организации является повышение стоимости бизнеса. Система предупреждения (управления) антимонопольными рисками - часть общей системы управления компанией и должна работать для решения тех же задач. Антимонопольный комплаенс – это современный стандарт работы бизнеса, основанный на высоком профессионализме и правовой грамотности сотрудников, обеспечивающий принятие правильных бизнес-решений и действий компании в условиях риска.

Под действием антимонопольного законодательства находится любая компания, независимо от доли на рынке и сферы деятельности. Антимонопольные риски – это, как правило, высокие штрафные санкции, репутационные последствия, убытки для компании, а в случае с крупными картельными соглашениями - основание для уголовной ответственности. Эти обстоятельства концентрируют внимание бизнеса на принятии мер по предупреждению и управлению антимонопольными рисками.

Источниками риска могут стать любые внешние коммуникации: с конкурентами, контрагентами, органами государственной власти. В список распространенных нарушений антимонопольного законодательства входят сговоры между участниками рынка, с госорганами, недобросовестная конкуренция, нарушения в сфере закупок.

ФАС России видит в антимонопольном комплаенсе инструмент для сокращения числа нарушений. Если компания более года применяет систему комплаенса, уровень риска в отношении нее снижается и компания исключается из плана проверок ФАС России (риск-ориентированный подход). От внеплановых проверок комплаенс не освобождает, но при эффективной работе снижает вероятность их проведения.

Комплаенс учитывается на практике при привлечении к ответственности и влияет на размер штрафа, но не освободит от ответственности, если компания действует в разрез с принятыми ей правилами.

Владельцы бизнеса понимают, что стратегически эффективна та деятельность, которая ведется правовыми методами и способствует формированию репутации надежного контрагента. Это особенно актуально для крупных публичных компаний.  Человеческий фактор и соблюдение сотрудниками законодательства – первое, с чем нужно работать, поскольку ответственность за их действия несет компания. Как правило, в нарушениях против конкуренции компания отвечает за сотрудника, даже если он действовал по собственной инициативе без указаний руководства.

Комплаенс в состоянии если не полностью исключить, то свести к минимуму риск возникновения нештатных ситуаций. Также система может стать эффективным инструментом для выявления и предупреждения нарушений интересов компании со стороны третьих лиц.

Система задает высокие профессиональные стандарты, отвечающие за эффективность бизнеса. Это определяет ее центральную задачу – повышение компетенций сотрудников и выработка навыков своевременного принятия правильных решений, соответствующих степени риска.

В компаниях с действующей системой управления бизнес-рисками внедрение антимонопольного комплаенса не составит труда, поскольку используются те же инструменты. Алгоритм управления рисками состоит в простой последовательности: определение перечня рисков; определение причин рисков, источников возникновения, последствий; разработка мероприятий, соответствующих степени риска; контроль своевременности и эффективности реализации мероприятий.

Задача разработчиков системы комплаенса для конкретной компании – выявить точки возникновения рисков на разных этапах принятия бизнес-решений и выработать комплекс мер, которые будут понятны разным категориям работников, независимо от профиля их образования, и без усложнения бизнес-процессов обеспечат непрерывность управления рисками.

Автор: Ольга Денченкова, старший юрист практики антимонопольного права Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

Право.ru

 

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ БЮРО

Отрасль *
-- Выберите --
Какие рассылки Вы хотели бы получать *
По каким юрисдикциям *
По каким областям права *
* все поля обязательны для заполнения

RSS

Новости
Бюро в СМИ
Новости права
Рейтинги и награды