11 января 2018
Антидемпинговый закон в 2018-м. Каким он может стать? | статья Антона Синцова, «Юрист & Закон»

Традиционно в конце каждого года принято подводить черту, анализировать работу и делать определенные прогнозы на следующий год.

Для юристов практики международного торгового права 2017 год начался на позитивной волне – Минэкономразвития разработало долгожданные торговые законы: антидемпинговый, компенсационный и защитный, которые призваны вывести украинский трейд на новый уровень в сфере торговой защиты.

Подобная инициатива МЭРТ выглядит довольно логично, учитывая, что последние изменения в нынешние редакции торговых законов вносились еще в 2013 году, тогда как международный трейд и практика ВТО не стоят на месте и постоянно развиваются.

В течение всего 2017 года все неравнодушные к украинскому трейду юристы имели возможность активно участвовать в рабочих встречах, делиться своим опытом участия в торговых расследованиях, вносить конструктивные предложения и комментарии к проектам новых торговых законов.

Итогом длительных обсуждений стали размещенные на сайте МЭРТ редакции законопроектов, которые хоть и требуют определенной смысловой шлифовки и редакционных правок, но во многом соответствуют ожиданиям практикующих трейд-юристов, включают международный опыт и прогрессивную практику ВТО.

Несмотря на то, что тексты проектов неокончательные и требуют доработок, уже видны определенные тенденции и нововведения, которые, учитывая довольно решительную позицию МЭРТ, в той или иной мере все же войдут в финальную версию законов.

В данной статье мы хотели бы обзорно обратить внимание на некоторые из нововведений, которыми в 2018 году может пополниться один из наиболее часто применяемых торговых законов – Антидемпинговый, и поделиться своими наблюдениями/прогнозами.

Повышение значимости национальных интересов потребителей

В последние годы в рамках антидемпинговых расследований как в Украине, так и за рубежом довольно часто возникал так называемый конфликт в национальных интересах – когда бизнес-интересы национальных производителей существенно расходились с торговыми интересами национальных потребителей.

Опыт прогрессивных стран ВТО показал, что разрешить подобный конфликт и найти баланс в национальных интересах удается благодаря четкому регулированию данного вопроса на законодательном уровне и его отработке на практике.

Учитывая текущую редакцию проекта Антидемпингового закона, считаем, что МЭРТ все же планирует перенять положительный опыт стран ВТО и более взвешено подойти к вопросу оценки обоих национальных интересов, поставив интересы потребителей наравне с интересами производителей.

В первую очередь это выражается в том, что в проекте нового Антидемпингового закона МЭРТ дополнил список заинтересованных лиц новыми участниками, которые представляют интересы потребителей; в частности, это пользователи продукцией, организации потребителей, объединения.

Кроме того, МЭРТ выделяет «национальные интересы» в отдельный четче сформулированный раздел и неоднократно упоминает в своем законопроекте о возможности приостановить действие антидемпинговой меры для целей защиты национальных интересов.

Уточнение полномочий Комиссии

В новом Антидемпинговом законе МЭРТ планирует более детально прописать полномочия Комиссии по ходу всего антидемпингового процесса.

Теперь полномочия Комиссии будут сводиться не только к, как правило, стандартным действиям – возбуждение расследования, оценка выводов МЭРТ и принятие решения, а будут включать необходимость принятия предварительных решений, решений по финансовой гарантии, расширение сферы применения мер, взимание пошлин на возвратной основе и другое.

Считаем, что на практике подобная детализация позволит исключить возможность принятия Комиссией каких-либо решений, которые явно выходят за пределы ее полномочий (например, введение антидемпинговой пошлины, которая превышает рассчитанную демпинговую маржу, и т. д.).

Раскрытие информации о расчетах

Еще одним долгожданным для практикующих трейд-юристов и положительным для бизнеса нововведением нового Антидемпингового закона может стать возможность ознакамливаться с подготовленными МЭРТ расчетами демпинговой маржи, которые передаются каждому отдельно и остаются скрытыми/конфиденциальными для других участников расследования.

Заинтересованные стороны смогут детально ознакомиться с такими расчетами МЭРТ и дать свои комментарии относительно их корректности. Такое нововведение делает антидемпинговый процесс более открытым и состязательным для всех участников расследования. Стоит отметить, что действующий закон не предусматривает такой возможности и бизнесу пока приходится только догадываться, по каким фактическим данным была насчитана демпинговая маржа.

Регистрация документов по-новому

На первый взгляд незначительным, однако на практике весьма важным нововведением будущего Антидемпингового закона является обновление порядка регистрации документов.

Нынешняя редакция Антидемпингового закона предполагает возможность подачи документов только в ящик МЭРТ. Такие документы считаются поданными в случае их регистрации канцелярией Министерства. На практике возникали ситуации, когда документы были вкинуты в ящик МЭРТ в последний день подачи, однако зарегистрированы на следующий день и по итогу не принимались МЭРТ во внимание в ходе расследования.

В новом Антидемпинговом законе МЭРТ планирует уточнить такой важный нюанс, как регистрация, и по документам, которые поданы в последний день подачи, будет допускаться возможность регистрации канцелярией МЭРТ в течение следующего рабочего дня.

Судебное обжалование и его исполнение

Существенным дополнением нового Антидемпингового закона может стать раздел, посвященный судебному пересмотру.

В действующем законе отсутствует информация о судебном пересмотре, и желающим обжаловать решение Комиссии пока приходится отталкиваться от сроков и порядков, определенных в других нормативных актах – КАСУ и Законе о ВЭД.

В новом же Антидемпинговом законе МЭРТ намерено четко урегулировать этот вопрос и предусмотреть возможность обжалования фактически любого принятого Комиссией решения в течение месяца от даты его принятия.

Кроме того, будет урегулирован вопрос дальнейших действий МЭРТ в случае отмены одного из решений Комиссии – такие действия, при необходимости, будут предполагать необходимость возобновления расследования или пересмотра с возможностью принятия Комиссией нового решения.

Другие немаловажные возможные трейд-новинки

В новом Антидемпинговом законе огромное внимание уделяется каждому отдельному инструменту торговой защиты от возбуждения антидемпингового расследования и его проведения до условий применения антидемпинговых мер и их пересмотров.

В частности, в законопроекте детально прописан предварительный этап расследования, который будет включать подготовку предварительного отчета и выводов, на основании которых Комиссией может быть принято предварительное решение о введении или невведении предварительной антидемпинговой пошлины.

Законопроектом также конкретизированы и выделены в отдельные главы два абсолютно противоположных антидемпинговых процесса – промежуточный пересмотр антидемпинговых мер и расследование случаев уклонения от уплаты антидемпинговых мер. Действующая редакция закона не совсем четко регулирует эти два процесса, что на практике приводит к злоупотреблениям и подмене понятий при инициировании одного из таких расследований.

В новом Антидемпинговом законе при проведении пересмотра для нового экспортера МЭРТ предусмотрело необходимость внесения финансовой гарантии в виде денежного залога в отношении импорта его товара. Основная идея такой гарантии заключается в том, что новый экспортер, пока идет пересмотр, не платит введенную к другим экспортерам антидемпинговую пошлину, но если будет установлено, что такой экспортер все же демпингует, то внесенная им гарантия переходит в бюджет.

Считаем, что подобная детальная проработка антидемпинговых процедур и усовершенствование механизмов проведения антидемпинговых расследований должны положительным образом отобразиться на имидже украинского трейда. Другими словами, участвовать в антидемпинговом расследовании станет понятней украинским участникам и привычней иностранным компаниям.

И в заключение...

Существующий на сегодня проект Антидемпингового закона не окончательный, находится на стадии дополнения, изменения, доработки и как минимум первую половину 2018 года будет еще предметом для обсуждения. Несмотря на это, ожидаем, что по итогу длительных обсуждений и оказанной поддержки со стороны международных и национальных экспертов в 2018 году мы все же увидим новые торговые законы и сможем активно применить их на практике. Очень рассчитываем, что при внедрении в практику новых торговых законов они не вызовут еще больше вопросов и не создадут отдельных рычагов злоупотребления, в первую очередь по срокам, со стороны недобросовестных участников.

Автор - Антон Синцов, старший юрист практики международного торгового и таможенного права ЮБ ЕПАМ Украина.

«Юрист & Закон», 29.12.2017 – 11.01.2018, № 1.