15 января 2018
Пленум ВС РФ о применении новелл законодательства о банкротстве в части привлечения контролирующих лиц к ответственности | комментарий Айс Лиджановой для «Агентство правовой информации»

Внедрение доктрины снятия «корпоративной вуали» при несостоятельности началось еще десять лет назад. Но только принятый летом минувшего года пакет по существу презюмировал вину так называемых контролирующих лиц, к которым относятся фактически владельцы, руководители, главные бухгалтера и иные топ-менеджеры (АПИ писало о таком законе – Общество с неограниченной ответственностью). В частности, директор обязан был погасить все невыплаченные долги в случае, если не внес обязательные сведения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), утерял бухгалтерскую документацию, своевременно сам не инициировал процедуру несостоятельности и в ряде других случаев. [...]

Айс Лиджанова, юрист Адвокатского бюро ЕПАМ: В новом постановлении высшая инстанция уточняет понятие контролирующего должника лица и расширяет степень судейского усмотрения в данной категории споров. Так, особое значение при оценке действий такого лица придается критерию существенности, вводятся такие оценочные категории, как «существенный вред», «стандартная управленческая практика», «экономическая обоснованность» и другие. Кроме независимо заявленных истцом требований, суд в каждом конкретном деле самостоятельно определяет, применять ли общие положения о возмещении убытков или специальные о субсидиарной ответственности.
Устанавливается, что руководитель или иное контролирующее лицо не несет ответственности, если его действия или бездействие не выходили за пределы обычного делового риска и не были направлены на нарушение прав и законных интересов как должника, так и его кредиторов. Такое лицо вправе ссылаться на исключительно внешние факторы, будь то неблагоприятная рыночная конъюнктура, финансовый кризис, существенные изменения условий ведения бизнеса, аварии или стихийные бедствия.
В то же время своевременно не заявивший о несостоятельности компании руководитель должен доказать отсутствие признаков объективного банкротства и возможность в разумный срок преодолеть финансовые трудности на основании экономически обоснованного плана. Суду предстоит оценивать совокупность факторов, включая экономические показатели деятельности должника, качество управления компанией, целесообразность и эффективность плана руководителя.

С полным текстом публикации можно ознакомиться по ссылке.